Фото Reuters
Одна из мировых новостей этой недели – инцидент в Анкаре во время переговоров Реджепа Тайипа Эрдогана с делегацией первых лиц Евросоюза: главой Евросовета Шарлем Мишелем и председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. Для первого из собеседников турецкого президента стул в зале заседаний нашелся. А для второй – нет. Фон дер Ляйен вынуждена была сесть не по чину – на диван вместе с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу, который по дипломатическому рангу ниже ее.
Логика действий турецкого президента при общении с чиновниками Евросоюза оставляет мало сомнений в том, что в данном случае дело отнюдь не в дефиците мебели или еще в какой технической накладке. Тот же визит Мишеля и фон дер Ляйен ознаменовался не только инцидентом со стульями, но и другим демонстративным жестом. Прямо перед приездом высоких гостей в Турцию здесь были арестованы бывшие адмиралы, которые, как ранее отставные дипломаты, в открытом письме критиковали Эрдогана за его авторитарные замашки и опасный авантюризм.
Сажать в тюрьму за слова – это совсем не по-европейски. Политическая культура Евросоюза предполагает умение договариваться, находить общий язык, следовать единым для всех, от дворника до президента, правилам, которые, в отличие от персоналий во власти, не меняются. Проблема только в том, что Эрдоган отдает предпочтение другой политической культуре. В ней правитель – вне общих правил и законов.
Об этом Эрдоган собирается напомнить ЕС уже 27–29 апреля, когда в Женеве под эгидой ООН пройдет неформальная встреча по кипрскому урегулированию. Турецкий лидер, не далее как в конце марта на Тюркском совете говоривший о незыблемости принципа территориальной целостности международно признанного государства (речь шла о Карабахе и Азербайджане), как ожидается, поднимет вопрос о праве турок-киприотов на самоопределение. К новым проблемам во взаимоотношениях Турции и ЕС – таким, как споры об акватории того же Кипра, – добавится старая.
Ответ Эрдогана на недовольство Запада можно свести к нехитрой словесной формуле: а куда вы денетесь? В диалоге с ЕС у него всегда наготове очень веский аргумент: лагеря сирийских беженцев на территории Турции. Распустить их ничего не стоит. Эрдоган и так то и дело упрекает Брюссель в скупости, выражающейся в нежелании компенсировать его стране решающий вклад в спасение Европы от миграционного кризиса. Воздействовать на США в Анкаре традиционно пытаются с помощью авиабазы НАТО Инджирлик. Без нее операции альянса на Ближнем Востоке будут существенно затруднены. По мере сокращения присутствия войск США в Сирии, Ираке и Афганистане действенность этого аргумента снижается. Это ярко продемонстрировало применение к Турции санкций Вашингтона за покупку зенитно-ракетных комплексов С-400. Они касаются четырех турецких чиновников и одного госучреждения и вступают в силу 7 апреля.
Поиски нового способа сделать Турцию незаменимым союзником США, похоже, привели Эрдогана к идее реанимировать старый проект строительства канала «Стамбул» в обход проливов Босфор и Дарданеллы, движение военных кораблей по которым ограничивается Конвенцией Монтрё. В среду он заявил, что канал, против коего, кстати, выступали отставные адмиралы, будет обязательно построен. Перспектива беспрепятственной переброски флота в Черное море должна очень понравиться США, но может вызвать и обратную реакцию. Канал «Стамбул» как единственная, безальтернативная и зависимая от Эрдогана артерия переброски американского флота – удавка покрепче, чем Инджирлик. И уж конечно, проект рискует ухудшить отношения с Россией. Но Эрдоган никогда не боялся наживать врагов. Ведь пока фатальных неприятностей они ему не доставили. И, похоже, он всерьез надеется, что так будет и впредь.
комментарии(0)