0
5314
Газета От редакции Интернет-версия

20.12.2020 19:11:00

Возможно ли применение драконовских законов неукоснительно ко всем

Избирательное ужесточение рамок для оппозиции ведет власть к тактическому успеху, а страну – в стратегический тупик

Тэги: госдума, драконовские законы, иноагенты, протестные акции, требования, политическое поведение, общество


госдума, драконовские законы, иноагенты, протестные акции, требования, политическое поведение, общество Фото Reuters

На предстоящей неделе в Госдуме продолжится работа над пакетом так называемых драконовских законов. Планируется, что ключевые инициативы – о расширении перечня иностранных агентов и их обязанностей, а также об ужесточении требований к организаторам протестных акций – будут приняты до конца года. Число законопроектов, которые перед выборами меняют общественную атмосферу в стране, уже достигло десятка с лишним.

В последнее время этот каталог пополняется за счет предложений о корректировке статей КоАПа и Уголовного кодекса. С одной стороны, это подтверждает, что речь идет не о каком-то упорядочении законодательства, а именно о введении более жестких правил политического поведения. С другой стороны, становится все более очевидным, что даже после принятия драконовских новаций для власти реально доступной станет только опция «массированная профилактика».

Попыток же активировать кнопку «массовые репрессии», видимо, все-таки не будет по объективным основаниям. Потому что какая-то часть власти, прежде всего политадминистраторы, похоже, понимает, что сделать это затруднительно. А есть среди них, очевидно, и те, кто вообще не считает такое допустимым. Другая часть власти, скажем, те же силовики, как представляется, вряд ли захочет в одиночку нести ответственность за возможные последствия репрессивного курса. Конечно, в том случае, если не будет прямого приказа сверху. Кстати, наибольшие сомнения разного рода есть как раз по поводу мнения этой самой последней инстанции.

А потому законодательные инвективы депутатов стоит рассматривать в контексте идущего отбора в следующий созыв. Авторство под каким-то драконовским проектом, видимо, становится маркером принадлежности к правящему слою. Разоблачать неустанно козни скрытых иноагентов, ругать ежедневно зарубежные интернет-платформы за цензуру государственных медиаресурсов, видеть все время призрак майдана за каждым американским долларом – это теперь вообще кандидатский минимум.

Есть подозрение, что у заказчиков нынешнего законотворческого порыва депутатов цель и состоит в том, чтобы воздействовать на активные слои общества, из которых прорастет оппозиция. Необходимы легитимные инструменты купирования прогнозируемых всплесков недовольства граждан. К сожалению, в выборе между кнутом и пряником власть теперь чаще стала выбирать кнут или как минимум пугающий эффект от вырабатываемого им свиста. Это вроде бы и понятно: «пряников, кстати, всегда не хватает на всех», но, конечно, при этом обидно за страну, властям которой, судя по всему, перестало хватать политического чутья. То ли из-за коронавируса, то ли по причине естественного старения организма.

Однако трудно представить себе неукоснительное исполнение драконовских законов в отношении буквально каждого гражданина. Например, как в реальности обеспечить всех участников очередного несанкционированного митинга штрафами, арестами, а то и уголовными сроками? Хабаровские события показали, что если в 600-тысячном городе на улицу выходят 10–20 тыс. человек, то власть переходит к варианту – посидим пока в стороне. По иноагентам уже начинается отход назад – перед вторым чтением в Госдуме решено, что обязательно указывать их источником информации должны только СМИ, а вот граждане и даже интернет-блогеры – нет. И заранее было ясно, что привлечь миллионы людей к ответственности за перепосты было бы нереально даже технически, а не только политически.

Таким образом, драконовские законы априори нарушают основной правовой принцип: важным фактором является не столько жесткость наказания, сколько его неотвратимость. Именно последнее формирует нормы общественного поведения, а также политическую традицию, правила борьбы за власть и т.д. Ставка на жесткость означает, что на первый план выдвигается точечное применение. Понятен и его контекст – приближающиеся выборы в Госдуму, на которых власть не хочет видеть несистемных оппозиционеров, для этого заранее объявляя их иноагентами, экстремистами или вообще полушпионами.

Скорее всего это приведет власть к тактическим успехам – и соответствующие граждане не смогут пробраться не только в Госдуму, но и даже в какой-нибудь городской совет. Но стратегически эти действия власти окажутся провальными, а значит, и печальными для страны. И речь даже не о том, что сильно зажатое общество уже не способно на те прорывы, к которым его вроде бы призывают. Опасно другое: сиюминутный выигрыш на одних выборах подтолкнет к решению использовать те же механизмы на выборах следующих. Но может оказаться так, что нынешней степени жесткости будет уже недостаточно. И что, тогда Россия снова встанет перед февральской развилкой 1917 года или августовской 1991-го?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Александр Неклесса

Жизнь как последовательность переворотов и деконструкций все чаще дает повод усомниться в прогнозируемости истории

0
456
Контуры предвидимого мира – 2050 год

Контуры предвидимого мира – 2050 год

Виктор Лось

Можно ли преодолеть критическую триаду глобального кризиса

0
479
«Дурман» науки

«Дурман» науки

Александр Самохин

Дробление полученных результатов, чтобы опубликовать больше статей, как защитная реакция ученых

0
317
Право на эгоизм и прочую распущенность

Право на эгоизм и прочую распущенность

Вадим Черновецкий

Что прощают одному полу и не прощают другому

0
1037

Другие новости