Фото сайта kazan-kremlin.ru
Русская православная церковь использует любой повод, чтобы подчеркнуть свои хорошие отношения с исламом и представить модель взаимоотношений между христианами и мусульманами в России как образец для Запада. Серию террористических нападений во Франции и Австрии в Московском патриархате комментируют в привычном ключе. Осуждая насилие и фанатизм, прикрывающийся защитой религии, представители РПЦ тем не менее воспользовались ситуацией, чтобы лишний раз уколоть Запад за его либерализм.
«Подобного рода карикатуры, которые публикуются и распространяются, которые показывают школьникам, действительно оскорбляют чувства миллионов приверженцев ислама. А потому надо эти карикатуры запретить. Это не выражение свободы слова, как думают некоторые во Франции, а проявление религиозной нетерпимости», – сказал председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) 7 ноября в эфире телеканала «Россия 24». Напомним, нынешняя вспышка насилия возникла в результате конфликта из-за карикатур на пророка Мухаммеда.
Оказывая «покровительство» мусульманам на территории России, РПЦ придерживается зеркального принципа лоялизма в странах, где русские православные общины существуют на правах покровительствуемого меньшинства. В храмах Бакинской епархии 10 ноября звонили колокола в честь победы Азербайджана над армянами. Архиепископа Александра (Ищеина), похоже, не смущает то, что по другую сторону фронта - христиане, хотя и с несколько иными догматами.
Многие российские мусульмане, кажется, довольны этой моделью взаимоотношений и предлагают распространить ее на международном уровне. «Единства нам не хватает, – сказал кавказский муфтий Исмаил Бердиев на встрече религиозных лидеров с президентом Владимиром Путиным в День народного единства. Муфтий имел в виду межрелигиозные раздоры в Европе: – Не хватает почему? Потому что у нас в России мы приняли закон – оскорбление чувств верующих, что этого не может быть». «Если вы предложите и в Совете Безопасности ООН, чтобы во всех странах был такой закон, мне кажется, таких провокаторов не будет», – обратился Бердиев к Путину, под «провокаторами» имея в виду авторов и публикаторов карикатур на пророка.
Президент пообещал учесть мнение муфтия и дать соответствующее поручение МИД РФ. Российское руководство и ранее выступало с международными инициативами, которые помогли бы ей утвердиться в роли державы – защитника консервативных ценностей перед «натиском агрессивного либерализма». На четыре года эту нишу занял Дональд Трамп, но скоро она опять освободится.
Россия избрала консервативную модель развития и системы ценностей начиная с 2012 года. Этот процесс получил формальное выражение, когда стартовала работа над законом о защите чувств верующих и смежных юридических норм. При этом предполагалось, что страна впишется в общий политический контекст с консерваторами Европы и остального мира. То есть Россия осознала себя как консервативную часть современного мира. Подчеркнем – современного!
Но можно ли считать систему взглядов, которую продвигают митрополит Иларион и другие духовные деятели, современной – это большой вопрос. Или авторы предложений вроде тотального запрета на антиклерикальную сатиру впадают в реакционность?
Разрабатывая собственную консервативную модель развития, руководство российского государства не может действовать в той сугубо корпоративной логике, которая отличает религиозные организации. Государство в ответе за всех своих граждан и при любом мировоззрении ставит перед собой цели развития. Без взаимодействия с западным миром и его политической культурой развитие невозможно. Поэтому предложения, исходящие от клерикалов, должны корректироваться с учетом интересов всей нации.
комментарии(0)