0
9150
Газета От редакции Печатная версия

02.11.2020 18:19:00

Для чего нужен Сенат в России

Новый Совет Федерации должен сбалансировать интересы регионов и Центра в изменившихся условиях

Тэги: кончтитуция, поправки, путин, закон, совфед, формирование


кончтитуция, поправки, путин, закон, совфед, формирование Фото агентства городских новостей "Москва"

Президент России Владимир Путин внес в Госдуму поправки к закону о формировании Совета Федерации – в соответствии с принятыми этим летом изменениями в Конституцию РФ. Теперь у главы государства появится право назначать 30 сенаторов, причем семерых – пожизненно. Право пожизненно заседать в Совфеде при желании сможет получить и экс-президент РФ, например сам Путин, если не захочет вновь идти на выборы в 2024 году.

Поправки к Конституции расширили полномочия Совета Федерации. Однако появление в Сенате бывшего главы государства увеличило бы политический вес этого института автоматически, это не нужно было бы даже подробно прописывать в законе. Обновленная Конституция образца 2020 года оставляет Владимиру Путину богатый выбор: он по большому счету может стать в России кем угодно, сохранив при этом институциональное влияние.

Недавно, выступая перед участниками форума «Валдай», президент РФ говорил о неизбежной демократизации страны, которая должна при этом идти своим чередом, без подсказок извне. На демократизацию, расширение роли институтов, допуск граждан к принятию важнейших решений, как заявлялось, были направлены и поправки к Конституции. Однако в случае с Сенатом скорее произошла консервация его нынешнего формата, точнее – логики его формирования. Это по-прежнему – и даже в еще большей степени – институт, не подчиняющийся нормам прямой демократии.

В России вторая – верхняя – палата парламента, как кажется, могла бы помочь сбалансировать интересы регионов и Центра, сделать федерализацию разумной, достаточной и в то же время работающей. Сложно говорить о федеративности, если в стране происходит полная политическая, финансовая, управленческая централизация, какими бы благими ни были намерения ее инициаторов. Однако закон о Совфеде в новом виде не поддерживает федеративный вектор. Президентская квота, отмена ценза оседлости или его упрощение для ряда силовиков и чиновников высшего ранга – все это не прикрепляет сенатора к регионам. Они все больше зависят от Кремля, решающей для них остается лояльность Центру.

Ситуация в регионах меняется быстро, резко, пандемия коронавируса подчеркнула это с особенной силой. Следующей после COVID-19 проблемой регионов может стать безработица и падение доходов. Весьма вероятно, что эта волна накроет субъекты Федерации совсем скоро, уже в следующем году. И актуальный интерес федеральной власти сейчас в том, чтобы как можно лучше слышать жителей регионов, как можно точнее понимать их запрос и как можно быстрее на него реагировать.

Сейчас, когда избранной власти приходится постоянно подтверждать свою легитимность, даже «допоправочная» логика формирования Совфеда – один сенатор от губернатора, один от Заксобрания – выглядит ущербной. Де-факто нет механизма, который привязывал бы назначенного по такой схеме сенатора к региону, заставлял его решать местные проблемы, разбираться в них. Чиновник просто получает синекуру или делает карьеру, полностью подчинив себя воле центрального начальства.

Альтернативный механизм – прямая демократия, заставляющая сенатора отвечать перед конкретными избирателями, постоянно подтверждая свою компетентность и полезность. Но президентские поправки подчинены прямо противоположной логике. Власть могла воспользоваться конституционной реформой, чтобы получить работающие инструменты управления сложным федеративным механизмом. Осведомленные в региональных вопросах сенаторы как раз могли бы стать таким инструментом, однако новый закон не создает условий для зарождения этого класса.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Анастасия Башкатова

В научной среде и на государственном уровне не сложилось четкого понимания, чего именно надо достичь

0
1505
Российский бизнес хочет предсказуемости

Российский бизнес хочет предсказуемости

Ольга Соловьева

Чиновники обещают донастроить налоговую систему уже в мае

0
988
Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Артур Аваков

Пашинян теряет рейтинг на фоне кризиса в отношениях Еревана и Москвы

0
1319
Настало ли время для нового объединения регионов

Настало ли время для нового объединения регионов

Укрупнение субъектов РФ должно иметь понятные цели, иначе это бессмысленные манипуляции

0
1046

Другие новости