0
6874
Газета От редакции Печатная версия

13.10.2020 19:06:00

Для чего Конституция 4 июля отменяет принцип разделения властей

Президент де-юре становится председателем России, а не просто гарантом Основного закона

Тэги: конституция, поправки, президент, правительство, полномочия


конституция, поправки, президент, правительство, полномочия Фото агентства городских новостей "Москва"

С начала действия Конституции 4 июля прошло уже 100 дней, но этого, похоже, не заметили ни граждане, ни власть. Но ее уход в нирвану в принципе логичен: ключевая поправка, ради которой все и затевалось, сделана, однако действовать не будет еще примерно три года. Речь идет о праве действующего президента собственным решением обнулить свои предыдущие сроки пребывания в этой должности.

При этом якобы новый статус Госсовета оказался вполне себе старым: это по-прежнему будет консультативный орган при главе государства. Что касается «единой системы публичной власти», то это просто красивое название для существующей вертикали, к которой окончательно пристегивается уровень местного самоуправления. Поэтому неудивительно, что Госдума только 13 октября приняла в первом чтении три «конституционных» законопроекта из внесенных президентом восьми. Это корректировки Закона «О Конституционном суде РФ» и о прокуратуре, а также заново написанный закон о правительстве.

Выбор именно этих трех не случаен, а закономерен: их суть в одном и том же – в официальном закреплении за главой государства тех широких кадровых полномочий в отношении исполнительной и судебной властей и основного надзорного органа, которыми президент прежде пользовался как бы неформально. Например, всем понятно, что именно Владимир Путин всегда решал, кто будет возглавлять тот же Конституционный или Верховный суд. И все прокурорские назначения, конечно, получали визу Кремля. А непосредственное руководство деятельностью правительства со стороны президента можно с 2012 года наблюдать регулярно.

В новой редакции закона о правительстве много раз упоминается президент, а вот Госдума – совсем мало. И это правильно: на фоне пропагандистской шумихи об усилении полномочий парламента произошло их реальное сужение. Например, нет смысловой разницы между прежней процедурой назначения президентом премьера с согласия Госдумы и новой – после утверждения Госдумой тогда, когда кандидатуру премьера может предлагать только президент.

При параллельном чтении старого и нового конституционных текстов можно впасть в изумление, скажем, от п. 4 ст. 112 и п. 6 ст. 117. В первом прописана процедура роспуска нижней палаты из-за неутверждения более трети членов кабинета. Второй – это запрет на вынесение вотума недоверия правительству в течение первого года после избрания Госдумы, когда ее никак нельзя распустить как раз по этому поводу. Причем в п. 4 ст. 112 процедура изложена непоследовательно. С одной стороны, после трех отказов со стороны депутатов в утверждении вице-премьеров и министров их назначает президент. Но тогда, с другой стороны, откуда появится та самая треть пустых мест в правительстве, в наказание за которые «президент вправе» распустить Госдуму?

При уже объявленных выборных планах «Единой России» конституционные закладки для шантажа депутатов выглядят, конечно, странно. Но это вовсе не показатель недоверия к ЕР или страха перед возможными победами оппозиции, а все та же линия на превращение президента РФ из гаранта Конституции в председателя Российской Федерации. А кстати, если фактический статус лидера нации Путин сейчас уже оформил де-юре, то до какой ширины и высоты разрастутся его новые неформальные полномочия? До уровня демиурга?

Но для понимания перспектив страны, понятно, более важен вопрос, зачем Путину понадобилась формализация руководства всеми ветвями и органами власти. В качестве ответа пока напрашивается лишь вариант с преемником, у которого, по всем понятиям, просто не может быть неформального авторитета, а вот законная основа пригодится. Но тогда это должен быть такой преемник, который никогда не подведет предшественника в силу личных с ним связей. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


По бывшей элите Сирии ударили конституционно

По бывшей элите Сирии ударили конституционно

Игорь Субботин

Официальной формой правления на время политического транзита объявляется президентская республика

0
2031
Почему падение популярности президента Бразилии может ударить по БРИКС

Почему падение популярности президента Бразилии может ударить по БРИКС

Сергей Никитин

Рейтинг одобрения Лулы да Силвы упал до рекордно низкого уровня

0
1777
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
2326
Дамаск ищет точку опоры в курдских отрядах

Дамаск ищет точку опоры в курдских отрядах

Игорь Субботин

Северо-Восточная Сирия пошла на сделку с центром

0
2227

Другие новости