Встреча Президента России с сенаторами. Кадр из видео сайта kremlin.ru
Президент Владимир Путин на встрече с сенаторами среди прочего подчеркнул значение той части принятых летом поправок к Конституции, которая посвящена системе разделения властей. «Существенно расширяются полномочия обеих палат парламента. Возрастает роль Госдумы в формировании правительства, Совета Федерации – в назначении руководителей силовых ведомств, генпрокурора и его заместителей, прокуроров субъектов РФ», – заметил глава РФ.
Поправки действительно могут подтолкнуть к мысли о смещении баланса власти в сторону парламента в кадровых вопросах. Но некоторые аспекты остаются неясными. Например, Госдума не согласовывает, а утверждает внесенную президентом кандидатуру главы правительства. В чем разница между этими процедурами, кроме названия? Назначается-то он все равно президентом точно по той же схеме, что и ранее. Депутаты заодно утверждают вице-премьеров и министров по представлению премьера, а президент не может отклонить эти кандидатуры. Не может отклонить или обязан назначить? В какие сроки? Могут ли депутаты в дальнейшем повлиять на утвержденного ими чиновника – например выразить ему недоверие? Перед назначением силовых министров президент проводит консультации с Советом Федерации. В чем заключается эта новая процедура?
Накануне встречи с сенаторами Путин внес в парламент законодательные предложения, конкретизирующие эти поправки. В законопроекте о правительстве конституционные изменения дополняются (или не дополняются – видимо, сознательно) важными деталями. И эти детали и умолчания не говорят в пользу тезиса о существенном расширении полномочий парламента.
Последствия замены «согласования» Госдумой кандидатуры главы правительства «утверждением» оставлены без пояснения – процедуре лишь терминологически придается большая значимость, но суть ее не меняется. В отношении утверждения Госдумой членов правительства по крайней мере есть важное следствие: президент «не вправе отказать в назначении на должность» таких кандидатов. Однако, во-первых, у депутатов не появляется никакого дальнейшего влияния на утвержденных ими членов правительства. Во-вторых, в положениях проекта не уточняется, когда президент должен назначить утвержденного министра (хотя сроки остальных процедур прописаны очень тщательно). Может, сразу, а может – через год? А может назначить – и сразу уволить. Потому что, в-третьих, законопроект предусматривает появление у президента права единолично принимать решения об отставках. В действующем законе отстранению члена правительства от должности формально должно предшествовать представление главы кабмина. В проекте это ограничение снято, президент может действовать по своему усмотрению.
А вот как будут выглядеть консультации президента с сенаторами при назначении силовых министров: глава государства вносит в Совет Федерации представление и «другие материалы», а верхняя палата затем «информирует» его о «результатах рассмотрения». Реальных полномочий парламентариям это не добавляет. И кстати, точно по той же схеме теперь будут определять генпрокурора: право сенаторов назначать главу надзорного ведомства по представлению президента заменили на такого рода «консультационные услуги».
В общении с сенаторами Путин заявил об «укреплении и совершенствовании баланса, равновесия между всеми ветвями власти при сохранении России как сильной президентской республики». Судя по кремлевским разработкам, президент, декларируя повышение роли парламента, по-прежнему сможет действовать без особых ограничений. Этот новый стиль разделения властей был ярко проиллюстрирован тем фактом, что сенаторы в полном составе после первого осеннего заседания были приглашены на встречу с Путиным в Кремль – хотя логичнее было бы, чтобы президент сам приехал к ним.
комментарии(0)