Фото сайта minfin.gov.ru
В модели российской экономики за последние два года происходят заметные изменения. Правительство все больше ориентируется на прямое бюджетное финансирование инвестиционных проектов, не особенно интересуясь при этом стимулированием частных инвестиций. Интерес чиновников к вложениям бизнеса даже в контролируемом режиме государственно-частного партнерства явно ослабевает. Конкретные распорядители бюджетных триллионов, похоже, не хотят допускать посторонних к принятию решений или даже к их обсуждению. Факты отстранения частных инвесторов от участия в нацпроектах обсуждались на прошлой неделе. Обмен репликами между министром финансов Антоном Силуановым, главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной и госбанкиром Андреем Костиным показал, что чиновников вполне устраивает ограниченная роль частного бизнеса как основного покупателя облигаций федерального займа. Инвестиционные кредиты для ускоренного развития экономики власти считают слишком опасной долговой моделью. А призывы к улучшению инвестклимата или созданию особых гарантий пока не находят особого понимания у российских властей.
Пока нет ни одного проекта, который государство предлагало бы частному бизнесу на условиях государственно-частного партнерства в системе нацпроектов, сообщил Андрей Костин. Между тем стоит напомнить, что в исходной версии более четверти совокупного бюджета всех нацпроектов приходилось на внебюджетные источники. Два года назад предполагалось, что инвестиции частного бизнеса в нацпроекты превысят 7,5 трлн руб. Но сегодня эти проекты, если верить госбанкиру, остались в прошлом. «Мы полтора года работали над проектом государственно-частного партнерства магистрали Москва–Казань. А сегодня нас плавно и жестко выкинули из этого проекта. Теперь там частный капитал не участвует», – сообщил Костин. Правительство, по его словам, не демонстрирует желания привлекать частные средства даже в план развития магистральной инфраструктуры, где была запланирована доля инвестиций бизнеса более 3 трлн руб.
Усиление роли государства в экономике – это известная тенденция последних десятилетий. Сегодня этот процесс перешел к стадии отказа даже от режимов государственно-частного партнерства. На смену инвестициям с учетом запроса рынков приходит система государственно-бюрократических капвложений, в рамках которой вопросы эффективности уходят на задний план. И понятно, что в такой системе управления применение принципов работы современного бизнеса будет отторгаться. Зачем новым капитанам бюджетных инвестиций нужны рыночный анализ и внутренняя конкуренция?
Постоянные рассказы о нацпроектах могут создать иллюзию, что эти проекты способны оживить экономику, стимулировать инвестиционное развитие и ускорить экономический рост. Но это не так. В докризисном 2013 году на долю бюджета приходилось менее 19% от всех зафиксированных Росстатом инвестиций. В прошлом году общий объем инвестиций превысил 19 трлн руб. Это больше, чем все расходы федерального бюджета за этот год. При этом частные вложения в основной капитал более чем в четыре раза превышали аналогичные госвложения. А суммарные расходы на все нацпроекты не дотягивают даже до 10% от общего объема инвестиций. Так что полезно напомнить, что инвестиционный рост за счет бюджетных вложений в нынешней конструкции бюджета невозможен. А менять нынешнюю финансово-бюджетную конструкцию власти не намерены. Об этом заявили Антон Силуанов и Эльвира Набиуллина. Глава Минфина исключил переход к модели наращивания заимствований ради роста ВВП и увеличения налоговой базы. Бюджетная консолидация, то есть сокращение госрасходов в ближайшие годы – это общая позиция ЦБ и Минфина.
комментарии(0)