0
5757
Газета От редакции Печатная версия

25.06.2020 20:27:00

Коронавирус не позволит соблюдать принцип подушевого финансирования в культуре

Как пандемия изменит работу музеев

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, культура, музеи, онлайн посещения

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, культура, музеи, онлайн посещения В Третьяковке полным ходом идет подготовка к открытию. Фото агентства городских новостей "Москва"

Музеи – первые учреждения культурной сферы, которые открыли свои двери для посетителей после отмены большинства коронавирусных ограничений. В Москве их работа разрешена с 16 июня, в Подмосковье – с 25 мая. Но практика первых дней после открытия показывает, что радость встречи со зрителем мимолетна. Последствия карантина будут ощущаться месяцы, а может, и больше.

Пандемия ставит перед музейным руководством и перед чиновниками не только творческие, но и экономические задачи.

Например, Третьяковская галерея открывается 3 июля, а уже 7-го начнет работу выставка «Ненавсегда. 1968–1985», которая идет по ранжиру блокбастера, подобного монографическим экспозициям Серова, Айвазовского, Репина. Не будь этот проект собран в целом еще перед карантином (его открытие планировалось в апреле), вряд ли директор Третьяковки Зельфира Трегулова решилась бы на него в ближайшее время. По крайней мере коммерческая выгода была бы меньше (в первую очередь по пропускной способности, ведь неизвестно, готовы ли люди посещать мероприятия, пока не истребили вирус), а ответственность за здоровье посетителей куда выше – даже при соблюдении предписанных Роспотребнадзором мер.

Во многих музеях пересмотрен план гастрольной деятельности – и в импорте, и в экспорте. В Третьяковке на 2021 год сдвинута выставка индийского искусства; с осени на начало весны перенесена выставка, посвященная собранию Морозовых в Париже, на которую должны поехать картины из Москвы. На год, по словам Трегуловой, переносится и выставка Ильи Репина, которая должна была открыться в октябре в Париже.

Это глобальная проблема, почти как в оперных театрах – пересмотреть гастрольный график. Сюда же добавляется естественный страх новой волны эпидемии. Одно дело – отменить выставку, другое – если экспонаты застрянут в другой стране из-за закрытых границ. Это повлечет за собой еще более дорогие страховки и рост накладных расходов. А значит, может привести к тому, что международные проекты просто застопорятся. Поэтому музейные специалисты, в том числе западные, уже сегодня говорят о крайней важности собственных фондов. В ближайшее время музеям стоит делать ставку на них, искать в запасниках жемчужины и придумывать им «красивые упаковки» (искать оригинальные идеи для выставок). Об этом, в частности, говорила президент комитета по образованию и культурной деятельности Международного совета музеев Мари-Кларте О’Нил.

В силу малой пропускной способности музеев (особенно это касается тех, чьи помещения скромные) заметно снизится прибыль. «Очереди на Серова» не будет точно, а это значит, не будет и внебюджетного дохода, который можно вкладывать в новые проекты. Это, в свою очередь, ставит вопросы о необходимости государственного финансирования. Оно ведь, как известно, было подушевое. Сейчас этот принцип, который и так вызывал критику руководителей музеев, призывающих количественные показатели заменить качественными (среди них директор Эрмитажа Михаил Пиотровский), придется пересмотреть: если не сменить сам подход, то хотя бы изменить коэффициенты.

Правда, три месяца изоляции заметно стимулировали область цифровизации музеев. Безусловно, здесь может быть масса самых любопытных возможностей. Крупные российские музеи (Третьяковская галерея и Пушкинский музей) уже объявили, что намерены сделать новые сайты и работать над цифровизацией коллекции. Какие возможности принесут новые технологии музеям – в работе с коллекциями, в работе с публикой, – покажет будущее.

Возможно, встанет вопрос о легализации работы онлайн и учета количества интернет-посещений в госзадании. Правда, чтобы посчитать количество реальных виртуальных посетителей, придется потрудиться – прежде всего программистам. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Софья Багдасарова: «Скабрезности не смутят аудиторию, знакомую с ренессансной светской литературой»

Софья Багдасарова: «Скабрезности не смутят аудиторию, знакомую с ренессансной светской литературой»

Дарья Курдюкова

Искусствовед, критик, блогер и куратор рассказала «НГ» о «Фениксах и сфинксах» и немного о сказках

0
1535
Японский стейк «а-ля Шаляпин»

Японский стейк «а-ля Шаляпин»

Владислав Дунаев

Что общего между императором Мэйдзи и русским басом

0
1491
Откуда пошли Дед Мороз, Баба-яга и Чур

Откуда пошли Дед Мороз, Баба-яга и Чур

Юрий Гуллер

По верованиям древних славян окружающий мир был населен разной нечистью

0
8064
КПРФ достался минимум федерального телеэфира

КПРФ достался минимум федерального телеэфира

Дарья Гармоненко

В ноябре не показали встречу лидера партии с президентом, а коммунисты не поддержали бюджет

0
4421

Другие новости