0
4391
Газета От редакции Печатная версия

19.05.2020 19:55:00

Онлайн-утопия образования

Дистанционное обучение в аномальных условиях лучше, чем ничего, но не более того

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, дистанционное обучение, егэ

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, дистанционное обучение, егэ Фото pixabay.com

Есть две проблемы, возможно, не столь очевидные в условиях пандемии нового коронавируса, но важнейшие для будущего России: переход на дистанционное обучение в вузах и эпопея со сдачей/несдачей единого государственного экзамена.

В допандемическую эпоху можно было сколько угодно пропагандировать высшее онлайн-образование. Многие эксперты описывали в красках все его прелести: «За 10 лет с 2000 года масштаб распространения электронного обучения увеличился на 900%. И предполагается, что к 2020 году половина всех аудиторных занятий будет осуществляться в режиме онлайн». Дистанционное образование мыслилось как новая мировая парадигма.

И вот этот переход состоялся. Почти мгновенно. А глава Минобрнауки Валерий Фальков уже вынужден заявить: «Отдельно нужно отметить, что дистанционный формат обучения не является заочным. Одно из требований Министерства к университетам в связи с вынужденным переходом на дистанционное обучение из-за коронавируса – сохранить качество образования». Еще со времен СССР заочное обучение в вузе считалось образованием второго и третьего сорта. Так что сравнение дистанционного обучения с «заочкой» – это почти прорыв подсознательного.

Профессорско-преподавательское сообщество практически единодушно: переход на онлайн-обучение критичен для всех дисциплин. Причина простая: монологи – в «ту» и «другую» сторону; невозможность дискуссии; невозможность коррекции своей точки зрения. В итоге онлайн допустим: 1) как дополнение к обычному курсу; 2) как элемент непрерывного образования (повышения квалификации) или для получения второго, третьего и т.д. высшего; 3) в нынешних аномальных условиях, когда лучше это, чем ничего.

Если качество многих онлайн-ресурсов для высшей школы действительно очень высокое и проблема только в том, как адекватно передать это качество студенту, то с ЕГЭ все сложнее. Министр Фальков, признавая, что ЕГЭ не единственный способ поступления в вуз, есть еще школьные и всероссийские олимпиады, тем не менее настаивает: «Вразумительных альтернатив ЕГЭ нет… Для университетов принципиально важно принять в этом году абитуриентов по результатам ЕГЭ». Вообще-то это похоже на шантаж: ЕГЭ плох, но альтернативы ему нет.

Министр Владимир Филиппов, вводя в 2001 году ЕГЭ в качестве эксперимента, заявлял: «Без эксперимента развалить образование невозможно. Надо экспериментировать много лет, чтобы потом принять решение». И вот человек и природа поставили такой эксперимент – COVID-19. Насчет содержания школьного образования давно уже ни у кого нет иллюзий: оно стало не просто средним, но очень-очень средненьким. Существуют оценки, согласно которым если бы результаты ЕГЭ по математике оценивались по принятым в СССР параметрам, то количество неудовлетворительных оценок было бы не 5–8, а все 30%.

Но мало того, сегодня рушится и главная идеологема ЕГЭ – принципиальная якобы на онтологическом уровне справедливость ЕГЭ. Замминистра просвещения РФ Дмитрий Глушко на днях заявил, что отменять ЕГЭ нельзя – это, мол, элемент аттестации, «который позволяет детям на равных условиях поступать в вузы». Между тем в августе прошлого года сообщалось, что Минобрнауки подготовило приказ, согласно которому будут установлены более жесткие требования к абитуриентам столичных вузов и снижена планка для поступления в региональные.

В этом году выпускников около 800 тыс. человек. Эксперты уже сейчас прогнозируют, что не сдавших ЕГЭ будет 30–45%, а число отличников сократится на 10–15%. И это – результат перехода на дистанционное обучение лишь в одной четверти учебного года. Министерство просвещения РФ объявило, что ЕГЭ планируется проводить только для тех, кто намерен поступать в вуз. Спрашивается, чему учили остальных? Зачем их учили 11 лет? Разве только затем, чтобы видоизменить само понятие того, что должна давать школа. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
14609
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
8338
Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Елена Герасимова

Изучение основ единой науки о природе считают важным для жизни только 27% учеников

0
7819
Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Пандемия обрушила глобальные надежды на выход из нищеты

Данила Моисеев

Всемирный банк констатирует, что беднейшие страны вряд ли выберутся из долговой ямы

0
2513

Другие новости