0
4556
Газета От редакции Печатная версия

26.03.2020 20:10:00

Изоляция как вызов публике, руководителям и чиновникам

Карантинные меры выявляют не только возможности, но и проблемы

Тэги: пандемия, коронавирус, карантин, самоизоляция, культура, театр

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

пандемия, коронавирус, карантин, самоизоляция, культура, театр Фото pixabay.com

Сегодня отмечается Всемирный день театра. Впервые с 1961 года, когда он был учрежден, профессионалы встречают его не на сцене. Очевидно, что весна 2020-го изменила театр – и мир вокруг. Но как никогда актуален девиз праздника: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Пусть народы и находятся в изоляции, но кажется, будто мир объединился. Отступили на задний план, хотя бы в информационном поле, внешнеполитические распри, как никогда мир осознал важность главных ценностей – семьи, здоровья близких. В этой ситуации театр, который сегодня пришел в каждый дом, станет и утешением, и средством сближения, даст пищу для размышления. Трансляции спектаклей, концертов, музейные выставки онлайн – беспрецедентная благотворительная акция.

Правда, как на любой войне, есть те, кто тратит, и те, кто зарабатывает: так, правообладатели (авторы пьес и т.д.) получили письмо от ООО «Театральный агент», которое предлагает свои услуги по отслеживанию, не зарабатывает ли театр – или площадка для трансляций – на онлайн-показах.

Культурные учреждения – вслед за туристической сферой – оказались самой пострадавшей отраслью. Людей, оставшихся без работы, тех, кто работал по контрактам, – колоссальное множество. Другие получат оклады – без надбавок, которые составляли гораздо большую часть зарплаты. Директора в авральном режиме вынуждены решать судьбы людей, спектаклей, контрактов, пытаются на пустом месте перепланировать уже сверстанный следующий сезон – но как? Никто не даст гарантий, что 10 апреля культурная жизнь вернется на круги своя. Воронеж уже закрыл все мероприятия до 1 июля. Значит ли это, что власти пытаются сохранить финансы, которые, скажем, могли пойти на июньские проекты? Или трезво оценивают ситуацию? Неясно.

В сентябре – при лучшем стечении обстоятельств – Россию ждет культурный бум. Статистически март и апрель – одни из самых активных фестивальных месяцев, когда жизнь кипит от Калининграда до Хабаровска (где отменен фестиваль Юрия Башмета и перенесен как раз на осень), в сентябре к плановым мероприятиям добавятся перенесенные. Хватит ли зрителей?

Интересно, каким окажется культурный мир после выхода из изоляции. Руководители театров опасаются, что зрителей еще долго будет преследовать опасность скопления людей, опасность заражения, даже если вирус будет побежден. Кирилл Крок, директор Театра им. Вахтангова, говорит: «Все сейчас тешат себя иллюзией, что как-нибудь нужно продержаться до 10 апреля, но надо понимать, что люди сразу не пойдут в театр. И панические настроения, страхи будут только усиливаться». Но есть и оптимисты, которые верят, что изоляция и оторванность людей от привычного мира только подстегнет их желание скорее прикоснуться к вечным ценностям.

Из последних президент Пушкинского музея Ирина Антонова: «Об этом (убытках. – «НГ») тоже пока рано говорить. Надо смотреть по реальной ситуации в каждом музее. Если говорить о нашем музее, период до закрытия был весьма успешным, он превышал наши обычные показатели, поэтому какой-то задел у нас все-таки есть. Ситуация будет ясна в определенный момент, когда народ снова пойдет в музеи. Может быть, еще больше пойдет – соскучатся, захотят посмотреть выставки».

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в своем обращении назвал происходящее в мире настоящей войной (заметим в скобках, ведь даже во время Великой Отечественной музеи и театры не закрывали) и отметил, что сегодняшняя ситуация подтверждает его мысль о том, что количественный показатель успешности для культурных учреждений неверен: «Доход и прибыль музеев не должны быть основой для их оценки и главное – финансирования. Подлинная доступность культуры не в том, чтобы распахнуть все двери». Нынешний кризис не только может, но и должен стать поводом пересмотреть не только технические позиции учреждений, их связь с внешним миром в моменты форс-мажора, популяризацию культуры, но и обязательства государства по ее сохранению и развитию. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Театре им. Маяковского слушают шорохи и создают звуковые картины

В Театре им. Маяковского слушают шорохи и создают звуковые картины

Елизавета Авдошина

Композитор Петр Айду продолжил эксперименты в театре

0
806
Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
3751
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
4460
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
3198

Другие новости