Графика pixabay.com
Мир не будет прежним после пандемии. Это одна из наиболее часто звучащих или публикуемых в эти дни фраз. Не будем ставить под сомнение существование самого мира и будущую (скорую, стоит надеяться) победу человечества над вирусом, хотя такой сценарий безусловностью не отмечен. Время и так настало нервное.
Невидимый СOVID-19 со всеми своими произошедшими мутациями в одночасье поставил под вопрос вполне видимые «глобализационные и интеграционные достижения», восстановил границы между странами, освежил в памяти не особо забытые идеи национальной идентификации, выпятил национальный эгоизм и заодно продемонстрировал уязвимость мировых экономик, недостаточный для моментального реагирования на подобные вызовы уровень науки и здравоохранения. К пандемии оказались не готовы ни межгосударственные альянсы, ни отдельные страны.
Более трех месяцев вирус атакует человечество. Кому было дело до Китая, Кореи или Ирана? Не вспоминается ничего, кроме дежурно высказанных тревог и сожалений, а также не к месту заявленных циничных подозрений. Куда делась хваленая европейская солидарность, когда на севере Италии перестали успевать хоронить умерших?
Громоздкие бюрократические аппараты межгосударственных организаций, кажется, даже на подходящие заявления не сподобились, укрепив подозрения в том, что, кроме проведения помпезных конференций и выдумывания банальных рекомендаций или странных регуляций, на что другое малопригодны.
Ладно ООН, инертность которой давно только усиливается. Но рядом оказался Евросоюз. Иного ожидать, возможно, не стоило, если могучая Великобритания покинула ЕС и считает себя свободной от обязательств, моральных в том числе, а другие лидеры – Германия и Франция – подчеркнуто самоустранились, бросив остальных еэсовцев, и начали решать свои проблемы в пределах своих границ. Или наоборот – европейцы стали спасаться в одиночку, потому что ничего внятного не дождались от межгосударственного руководства, от ЕС?
Конечно, не надо ожидать, что уже выразившая разочарование в партнерах Италия или задетая их индифферентностью Хорватия, землетрясение в которой оказалось едва замеченным, покинут ЕС. Не откажутся и от НАТО, в отличие от фильмов-катастроф ничем не отметившееся в нынешней реальной «почти катастрофе». Но, вероятно, отныне будут куда принципиальнее отстаивать национальные интересы, а не принимать слепо различные руководства к действию от наднациональных институтов. И вполне могут заговорить о необходимости реформ этих институтов ради эффективности.
На таком фоне будет немного странно, если неудержимо стремящиеся в эти западные альянсы страны – в частности, некоторые постсоветские – сохранят к ним пиетет и после проявившегося в условиях пандемии равнодушия или бессилия, или того и другого одновременно. А заодно не протрезвеют и не избавятся от иждивенческих настроений – локомотива этой самой тяги к западным альянсам.
Но речь не о том, что альтернатива им Россия, пришедшая на помощь той же Италии, что само по себе, безусловно, достойно уважения. Тем более что в благородном порыве она оказалась не одинока, а в компании с Китаем, Кубой и США. Для агитпропа в вопросах государственных ориентиров время, когда цивилизация сдает серьезный, как оказалось, экзамен, не подходящее. Выдержав его, предстоит сдать еще один – сделать так, чтобы мир, слабость и уязвимость которого выявились при пандемии, не стал хуже, чем до нее. Предпосылки к этому тоже проявились.
комментарии(1)
0
Максим 20:55 24.03.2020
Конечно очень хочется, что бы мир стал лучше. Но что-то вспоминается фраза братьев Стругацких: "Человечество в целом слишком стационарная система, её ничем не проймёшь."...