Фото pixabay.com
Выход новых выпусков цикла ТАСС «20 вопросов к Владимиру Путину» остановлен – невыпущенный материал обещают показать в большом итоговом фильме. Как бы то ни было, президент России в одной из последних серий дал зрителям повод поразмыслить, заявив, что больше 70% граждан – представители среднего класса.
Путин воспользовался методикой Мирового банка. Согласно ей, к среднему классу можно отнести людей, чей доход составляет 1,5 прожиточных минимума. В российских реалиях это примерно 17 тыс. руб. Такие расчеты у многих вызвали иронию. Средний класс – это, как правило, городские жители. В условиях современного мегаполиса, зарабатывая 17 тыс. руб., сложно оптимистично оценивать свою классовую принадлежность.
Президент России де-факто подчеркнул, что критерии принадлежности к той или иной социальной прослойке условны. С другой стороны, в журналистике и публицистике последних 10–15 лет появилось понятие «путинского среднего класса». Это люди, чьи доходы действительно выросли в нулевые, на фоне нефтяного бума. Другими словами, Путин, говоря о 70%, подчеркивает, по всей видимости, собственные заслуги перед страной и обществом.
Впрочем, средний класс определяется не только тем, сколько денег приходит людям на карточку. Очень важен и уровень притязаний, представления о нормальной жизни, потребительские привычки. Потребности среднего класса не ограничиваются пропитанием, наличием, условно говоря, теплой обуви на зиму и возможностью оплатить счета ЖКХ. Для него важен досуг, его качество и структура.
Например, сейчас, в период пандемии коронавируса, переживания среднего класса, помимо здоровья, связаны с изменением привычных жизненных паттернов и ограничением культурных маршрутов. Именно на эту прослойку ориентированы предложения онлайн-кинотеатров, сайтов музеев и театров. Именно эти люди страдают из-за закрытия бассейнов и фитнес-клубов, невозможности путешествовать. Если для большей части общества такие переживания понятны, то тогда и можно говорить о преобладании среднего класса.
Образование, принадлежность к городской среде, экономическая самостоятельность, привычка выбирать себе развлечения и свобода передвижения влияют и на политическое самосознание среднего класса. Его представители постоянно пользуются интернетом и пропорционально информированы. Они чаще участвуют в публичных политических акциях. Многие новые политики, в том числе районного и городского уровня, представляют именно средний класс.
Если средний класс в России – это 70% населения, то уместно задаться вопросом: каким образом эта мощная прослойка представлена в системе российской политики? Можно сказать, что в министерских кабинетах и думских фракциях люди получают точно не меньше 17 тыс., привыкли сидеть в интернете, пользуются гаджетами и отпуск проводят, в том числе, и за границей. При этом в России нет заметной партии, которая последовательно защищала бы интересы среднего класса, привыкшего к самостоятельной экономической деятельности. Общий тренд политики – ориентация на зависимый класс, людей с низким уровнем доходов и по большой части базовыми потребностями. Именно эти граждане и определяют, кто будет у власти.
Допуск в политику не означает допуск в существующие системные партии или прокремлевские объединения. В этом случае средний класс просто помогает воспроизводить прежнюю картину общества и его приоритетов. Настоящий допуск – это возможность менять страну в соответствии с собственным классовым видением. Если власть считает, что средний класс важен, что его рост – показатель современности и прогресса общества, то реальная либерализация политической системы необходима. Средний класс должен говорить от своего имени.
комментарии(0)