Синод Московского патриархата наконец-то выработал позицию по отношению к распространению коронавируса. Произошло это день в день с признанием Всемирной организации здравоохранения, что мир поразила пандемия.
Однако наставления епископов РПЦ выглядят довольно робкими, с учетом того как далеко зашли в карантинных предписаниях другие религии. Папа Римский впервые в истории произносит проповеди с телеэкранов, саудовская монархия закрыла паломникам доступ к святыням Мекки, а высшее иранское духовенство отказалось от массовых пятничных проповедей в священном для шиитов городе Мешхеде, хотя подобные мероприятия в этой стране имеют политическое значение.
Единственное, на что пошли русские синодалы – это совет священнослужителям пользоваться пластиковыми стаканчиками для запивки при совершении таинства причастия да протирать дезинфицирующими растворами киоты икон, к которым прикладываются верующие. Это уже хорошо на фоне отдельных заявлений духовенства, звучавших до Синода, что через чашу причастия заразиться невозможно. Эти священники еще и укоряли тех, кто приходит в храм со своими ложками. Вера в мистические свойства сакральных субстанций оказалась превыше доводов разума даже для самых просвещенных священнослужителей, которые окормляют православных верующих в Западной Европе и в высших учебных заведениях России.
Интересно, что голоса русского духовенства звучат в унисон с мнением тех, кого сейчас в Русской церкви считают своими главными политическими оппонентами. В последние дни сначала Элладская, а затем Константинопольская церковь сделали заявления о своем твердом убеждении в «дезинфицирующих» свойствах вина причастия. Так пандемия, кажется, уже в наши дни провела линию цивилизационного разлома между западным и восточным христианством.
Вместе с тем ситуация развивается угрожающими темпами и реакция Московского патриархата явно отстает от требований дня. Для сравнения: в Европе закрываются все храмы, а в это время в Санкт-Петербурге происходит массовое поклонение частицам мощей Иоанна Крестителя, привезенным из Иерусалима. Служители Казанского собора, где выставлена святыня, уверяют, что протирают стекло спиртосодержащими растворами после каждого десятого паломника. При этом церковники еще и убеждают верующих посетить храм и приложиться к предмету, и можно только догадываться, какой микрокосм патогенных организмов набожные петербуржцы там соберут.
Духовенство РПЦ давно известно своей упрямой позицией по отношению к упрекам бактериологов и санитарных врачей. Сейчас многие вспомнили эксперимент 2017 года, когда художник и по совместительству биолог проанализировала смывы с икон в московских храмах и пришла к шокирующим выводам. Тогда священники назвали это «вызовом Богу». Ежегодно много копий ломается по поводу крещенской воды. Есть и другие претензии к соблюдению гигиены при церковных обрядах.
Представители РПЦ многие годы упорно отстаивают свое право на общественную роль. Вот именно сейчас у церкви появилась возможность использовать во благо свое влияние на людей. В том, что именно во время пандемии христианское самоотречение может стать благим деянием, нет никакого сомнения. Ярким и благородным поступком могло бы стать решение отменить все паломничества (к этому уже пришли российские мусульмане) и, возможно, закрыть на какой-то период церкви.
Во время «морового поветрия», наводящего панику на человечество, от духовенства ждут не обрядов, а психологической помощи тем, чей дух сокрушен. В трудной ситуации прежде всего медики, им приходится уже сейчас разрешать трудные нравственные задачи, прежде всего такую: кому из пациентов предоставлять доступ к аппаратам искусственной вентиляции легких, а кому отказать. В такие моменты отречение от начетничества может спасти не одну жизнь.
комментарии(0)