Фото агентства городских новостей "Москва"
Президент России Владимир Путин в интервью ТАСС пожелал несистемной оппозиции здоровья и отметил, что ее представители «очень нужны» и «реально влияют на конкретную жизнь, особенно на уровне муниципалитетов, крупных городов». По его словам, в любой стране часть общества всегда будет не согласна с действующей властью, «и это очень хорошо, что такие люди есть».
Специально для таких людей Госдума может внести изменения в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан. В частности, подписи за партии и кандидатов на выборные должности, вероятно, разрешат подавать через портал «Госуслуги». Таким образом можно будет собирать до 50% необходимых подписей. Изначально с этой инициативой выступала руководитель Центризбиркома (ЦИК) Элла Памфилова. Законодательно же ее оформляют депутаты от «Единой России» и «Справедливой России». В ЦИКе эту работу, разумеется, уже поддержали.
Сомнительно, впрочем, что несистемная оппозиция и ее электорат воспримут такое предложение как бескорыстный подарок. Скептические оценки уже звучат: например, говорится, что для отказа в регистрации по-прежнему достаточно забраковать 10% плюс одну подпись. Для этого хватит и офлайновых подписных листов.
Ранее оппозиция, мягко говоря, без восторга реагировала и на другое новшество: эксперимент с электронным голосованием, проводившийся на выборах в Мосгордуму в 2019 году. «Несогласные», в числе которых были кандидаты в депутаты столичного парламента – избранные и неизбранные, – утверждали, в частности, что практика дистанционного волеизъявления – еще один способ административной мобилизации в интересах исполнительной власти.
И электронное голосование, и возможность собрать подписи через интернет, без обхода квартир, формально можно считать шагами вперед. Это прогрессивные методы, вполне отвечающие привычкам и практикам общества XXI века. Опять же формально они адаптируются под молодых граждан: их тем самым вовлекают в политический процесс, для них, проводящих много времени в Сети, это участие делают удобным.
Однако не принимает новшеств преимущественно именно молодая публика, образованные городские жители, потенциальный электорат оппозиции. В любой попытке хотя бы частично организовать выборы через интернет они видят прежде всего не удобства и возможности для себя, а новый инструмент манипуляции в руках власти. Они признают, что голосовать онлайн в условиях современной жизни проще. Вместе с тем, по их мнению, легче и сфабриковать результаты, спрятав привычные махинации за ширму современности.
Новые технологии не отменяют недоверия к власти той части общества, на которую инновации рассчитаны. В стране уже многие годы действует одна доминирующая политическая сила. В своей политической практике она в принципе может руководствоваться двумя основными интенциями. Либо власть осознает, что в системе необходим баланс сил, и добровольно дает реальный, а не фиктивный шанс оппозиции, либо правящая элита видит в политике только поле битвы за выживание и подавляет «несогласных» всеми силами.
Российская проблема заключается в том, что критически мыслящая часть общества не видит, не может вспомнить случаев, когда власть добровольно ограничивала бы себя. Поэтому в любой, даже прогрессивной инициативе, внешне ориентированной на оппозицию, на вариативность политической системы, продвинутая часть общества видит троянского коня.
Современная система выборов работает даже в таких странах, как Бразилия, где немало внутренних конфликтов, но есть доверие к институтам. В России же перейти к ней мешает то обстоятельство, что институты де-факто заменены волей правящей элиты, политического игрока, заинтересованной стороны.
комментарии(0)