Фото сайта kremlin.ru
Президент РФ Владимир Путин сравнил нынешние национальные проекты с теми программами, которые курировал тогда еще вице-премьер Дмитрий Медведев с 2006 по 2008 год. По его словам, в те годы определялась общая проблема и «выстраивалась общая работа». Теперь же, сказал Путин журналисту ТАСС, поставлены конкретные цели, выделены конкретные ресурсы и назначены ответственные лица по каждому вопросу. «Мне нужно, чтобы страна развивалась, поступательно, уверенно и ритмично, широким фронтом», – заявил президент.
Конкретика и ответственность, конечно, необходимы, и национальные проекты могут улучшить экономическое самочувствие граждан. Но можно ли таким образом обеспечить именно ритмичное развитие?
Путин отмечает, что продолжительность жизни – важнейший показатель. Продолжительность жизни предполагает и повышение ее качества. Здесь важно отметить, что в других странах, например западноевропейских, высокого качества жизни добились и добиваются, не запуская волны нацпроектов, не принимая наверху решения о концентрации ресурсов и назначении ответственных.
Российский президент заявил ТАСС, что должен держать под напряжением всех, кому он доверил решение важных вопросов. «Стоит только это напряжение снять, сразу народ начинает в среднем расслабляться», – сказал Путин. В это легко поверить. Никакой другой системы, подталкивающей чиновников, кроме внимания высшего начальства нет.
В странах Западной Европы, в свою очередь, такая система существует, и это естественная конкурентная среда. Она актуальна и для экономики, и для политики. В экономике конкуренция подталкивает бизнесмена к инновационному поведению. При этом рост доходов, качество жизни, свобода предпринимательства, покупательная способность – те критерии, по которым общество оценивает власть. Поэтому в политике конкуренция заставляет правящую элиту постоянно создавать и поддерживать условия для экономического роста. Если этого не происходит, действующую власть легко меняют на оппозицию, и работу нового президента или кабинета министров оценивают по тем же социально-экономическим параметрам.
Национальные проекты в России – пример мобилизационной экономической тактики власти. Отсутствие реальной политической конкуренции позволяет ей довольно быстро концентрировать и распределять ресурсы, не встречая критики и сопротивления. Ответственные в первую очередь следят за тем, чтобы средства не были украдены. Но, если высшее начальство спокойно, удовлетворено отчетами, а начальный публичный эффект достигнут, механизм может начать работать по инерции.
Преимущество западных стран заключается именно в силе институтов политической и экономической конкуренции. Они обеспечивают рост без бюрократической и ресурсной мобилизации сверху, делают его постоянным, ритмичным и в то же время понятным, логичным. Национальные проекты в российском стиле – это, конечно, дополнительный, мощный энергетический заряд. Но не для выстроенной экономической системы, которая по каким-то причинам оказалась в кризисе. Это, как довольно четко обозначил сам Путин, нервный импульс для безразличной, немотивированной, ленивой бюрократии. Именно от нее зависит экономический рост.
Путин говорит о нацпроектах в стратегическом ключе. Но он политик, для него важен рейтинг, и если его вдруг снова можно будет обеспечить, например, при помощи образа внешнего врага, то где гарантия, что президент станет так же активно думать об улучшении инфраструктуры, реальных доходах и т.д.? Гарантий нет, остается только вера в конкретного политика, искренность его намерений. В этом не сила, а слабость системы.
комментарии(0)