0
4845
Газета От редакции Печатная версия

24.02.2020 20:41:00

О новой Конституции и усилении институтов

Система должна меняться ради прав и свобод граждан, а не ради бюрократии

Тэги: конституция, поправки, реформа, власть


конституция, поправки, реформа, власть Фото Агентства городских новостей "Москва"

Задуманные и анонсированные президентом РФ поправки к Конституции многими были интерпретированы как частичная реформа системы власти, перераспределение полномочий внутри нее, возможная перемена ролей ряда институтов. Последнее, в частности, касается Государственной думы, Совета Федерации, Госсовета.

Пока же, судя по данным опроса Левада-Центра, в представлении граждан Дума и Совфед уступают по степени влияния не только президенту, спецслужбам и администрации главы государства, но даже полиции, губернаторам и СМИ. Опрошенные социологами должны были оценить влияние каждого из перечисленных институтов по пятибалльной шкале. Рейтинг обеих палат парламента – 3,24, примерно такой же, как и год назад. Для сравнения, показатель президента – 4,32, Вооруженных сил – 4,14, ФСБ и других спецслужб – 3,97. Правительство продемонстрировало небольшой рост рейтинга – 3,58 после 3,55 в 2019 году. Вероятно, это связано с кадровыми перестановками и является «авансовой» оценкой. Как бы то ни было, администрация президента все равно опережает правительство – у нее 3,6.

Конституция в ее нынешней редакции – это Основной закон гиперпрезидентского государства. Путин несколько раз дал понять, что не будет искать способ остаться на очередной срок. В то же время предполагать, что он само-устранится, отойдет от власти, едва ли стоит. Любой институт, который возглавит Путин в 2024 году, повысит свой статус. Но объявленные поправки к Конституции могли бы закрепить такое усиление роли сразу за несколькими институтами, причем долгосрочно и независимо от того, кто ими руководит. Одновременно с частичным ослаблением, ограничением президентской власти (необходимыми, чтобы преемник Путина не обрел равное ему влияние) это дало бы стране более гармоничную, многополюсную систему управления.

Однако рабочая группа, занятая поправками в текст Конституции, пока, похоже, не сумела оформить новые центры силы. Невозможно понять, где же место Путина в обновленной системе, в чем принципиальное усиление тех же Думы и Совета Федерации, какие полномочия даст Основной закон – 2020 спикерам палат парламента, какие перспективы появятся у политических партий, откуда, из какого кабинета или с какой трибуны можно будет реально ограничивать президентскую власть. Сложно поверить в то, что реальный транзит власти может сопровождаться лишь косметическим ремонтом системы. Скорее выполнение задачи оказалось сложно вписать в сжатые сроки.

Действующий глава государства, судя по всему, хочет для себя и своего окружения определенных гарантий после транзита, и под это подстраивается система. Но стране усиление альтернативных президентской власти институтов нужно не для того, чтобы персонально с Путиным все было в порядке. Институциональный баланс должен гарантировать гражданам их права, свободы, льготы. Они не могут зависеть от того, кто именно занял высшую должность, как зовут этого человека. У любой структуры, которая хотела бы – и может – ограничить граждан, должен быть действенный противовес.

Нет ощущения, что эту цель преследует власть, желая поправить текст Конституции. Скорее усиление институтов может произойти лишь в режиме побочного эффекта. У любого института есть свой бюрократический аппарат. В том случае, если система меняется не ради прав и свобод человека, а в каких-то других целях, именно бюрократия становится главным бенефициаром трансформации. То или иное начальство вдруг начинает чувствовать себя более важным, значимым, чем раньше, даже если институты не получают реальных инструментов влияния. Граждане от таких трансформаций не получают ничего, они просто наблюдают за непонятными телодвижениями власти. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Президенту докладывают об успехах по автоматизации ручного управления...

Президенту докладывают об успехах по автоматизации ручного управления...

Иван Родин

Судебная система пытается реагировать на дефицит кадров

0
828
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
4748
"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

Геннадий Петров

Саммит G20 прошел под незримым влиянием Трампа

0
2684
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
10180

Другие новости