Фото Johannes Simon/Getty Images
Закончившаяся на днях Мюнхенская конференция по безопасности выявила различные подходы ведущих политиков Германии к проблеме разрядки напряженности и сотрудничества с Россией в деле обеспечения мирного развития Европейского континента. Слова президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера о необходимости улучшения отношений с Россией упали на благодатную почву. Ведь президент заявил, что «настоящая европейская политика в отношении России не должна... ограничиваться санкциями».
Многие политики в Германии ейчас выражают озабоченность заявлениями протагонистов политики сдерживания РФ. Во всяком случае, один из ведущих немецких экспертов в этой сфере, бывший внешнеполитический советник экс-канцлера Гельмута Коля Хорст Тельчик даже подчеркнул, что это мнение стоило бы услышать и немецкому МИДу. И дело не только в бесцветности нынешнего министра иностранных дел ФРГ, который хотя и принадлежит к той же Социал-демократической партии Германии (СДПГ), что и президент, но явно находится в тени канцлера Ангелы Меркель.
Заслуживает внимания статья последнего номера немецкого журнала «IPG – Международная политика и общество», посвященная теме политики вооружений в Европе. Поводом для нее стало заявление христианско-демократического политика Йохана Вадепула в интервью берлинской газете Tagesspiegel. «Тот, кто хочет быть хорошим европейцем, должен развивать сотрудничество не только в области политики охраны окружающей среды, но и в области политики вооружений», – заявил он, продолжив свою мысль: «Германия должна быть готова к участию в системе ядерного сдерживания собственными возможностями и средствами. В свою очередь, Франция должна предоставить совместное командование этой системой ЕС или НАТО». Близкое к СДПГ издание замечает, что призыв к использованию ядерного вооружения в качестве ответа на международные кризисы отбрасывает нас назад к дебатам прошлых десятилетий.
Германия сейчас пытается испробовать новый политический подход, противопоставляя мультилатерализм (сотрудничество всех ведущих стран при принятии важнейших решений) действиям в одиночку, а дипломатию – Force de Frappe (триаде ядерного, воздушного, морского и наземного оружия как средства сдерживания)». Далее издание переходит к конкретике, подчеркивая, что германо-французская или европейская программа ядерных вооружений не соответствовала бы политическому подходу федерального правительства последних лет. Активизация германо-французского или европейского сотрудничества, включающего в себя ядерный компонент, противоречила бы любой идее альянса за мультилатерализм, отмечает журнал. Франция, напоминает издание, в последний раз предложила Германии ограниченное участие во французском ядерном арсенале еще в 2007 году при президенте Николя Саркози. Федеральное правительство отклонило тогда это предложение со ссылкой на то, что Германия, по словам Штайнмайера, который был тогда министром иностранных дел, является членом Договора о нераспространении ядерного оружия и не стремится к обладанию им. Такая позиция должна сохраняться. Соучастие во французской ядерной программе стало бы не «мимолетной связью», а «брачным контрактом» с соответствующими последствиями для всего режима контроля за вооружениями.
Можно было бы не обращать внимания на заявления некоего политика из Христианско-демократического союза Германии (ХДС). Но господин Вадепул является членом федерального правления ХДС и заседает в комитете Бундестага по международным делам. Таким образом, он уже сейчас оказывает влияние на формирование немецкой внешней политики и будет определять скоро нового кандидата на пост председателя ХДС и претендента на пост будущего канцлера ФРГ.
комментарии(0)