Фото агентства городских новостей "Москва"
Союз театральных деятелей и Министерство культуры подводят итоги Года театра, который проходил в России в 2019 году. Этой теме была посвящена пресс-конференция, в которой приняли участие председатель СТД Алекcандр Калягин, профессор ГИТИСа Дмитрий Трубочкин, генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена Булукова, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Оксана Косарева.
На проведение Года театра указом президента было выделено полтора миллиарда рублей. План мероприятий был условно разделен на две части: в первую входила организация и проведение специальных проектов Года театра, вторая предполагала поддержку самых заметных театральных фестивалей. Таким образом, мощные программы юбилейной 25-й «Золотой маски», Международного театрального фестиваля им. Чехова, а также фестивалей Dance Open, Dance Inversion, «Территория», «Видеть музыку», фестиваля театров малых городов России и другие формально стали частью Года театра.
Что же из 25 тыс. мероприятий пришлось на самостоятельные проекты Года театра? Самыми заметными среди них стали Всероссийский театральный марафон и Театральная олимпиада. С последней все более или менее ясно – это в целом еще один фестиваль, очень крупный, с участием громких международных проектов, прошедший к тому же не только в Санкт-Петербурге (это был центр олимпиады), но и в регионах России.
Что касается марафона (судя по выступлениям спикеров, гордости организаторов), то его воплощение, с одной стороны, носило несколько декоративный характер, с другой – как раз он и стал главным достижением Года театра. Акцент сделан на торжественной части передачи эстафеты от одного региона к другому: старт был дан в Ярославле, на родине первого профессионального театра, последним марафон принимал Санкт-Петербург, где в рамках Культурного форума прошло закрытие Года театра. В каждый из регионов, где проходили красочно оформленные шоу, приезжала делегация чиновников во главе с вице-премьером Ольгой Голодец и ведущих деятелей культуры. И в каждом регионе были встречи с губернатором и культурной элитой. Вот это, по сути, и стало главным достижением всего мероприятия: федеральные чиновники познакомились с ситуацией не из бумажных отчетов, а на местах, а руководители регионов почувствовали непротокольное внимание центральной власти и осознали значимость местных театров, составляющих важную часть того, что относится к качеству жизни населения.
Стоит ли это полтора миллиарда рублей? Не погаснет ли интерес к театру в пучине других – на первый взгляд более насущных – проблем? Тем более что Голодец, которая как раз отличалась въедливым и дотошным подходом к проблемам культурных институций, больше не работает в правительстве, а новому министру культуры еще только предстоит погрузиться в проблемы отрасли. Как раз на этот вопрос – есть ли представление о системном осмыслении результатов Года театра и продолжении работы – четкого ответа участники пресс-конференции не дали.
По словам Калягина и Косаревой, Год театра завершился лишь формально, а по сути положил начало новой работе. Но это все – обсуждение будущего. А вот как раз ответом на возникшие вопросы могла бы стать Концепция долгосрочного развития театрального дела на период до 2030 года, которая должна была быть написана в ходе Года театра и обсуждена в рамках форума «Российский театр – XXI век. Новый взгляд». Однако в декабре на обсуждение общественности был вынесен только проект концепции, разработка же официального документа перенесена на 2020 год. Кроме того, идея создания театрального департамента в Министерстве культуры, которая внезапно возникла в прошлом году, видимо, так и не будет реализована.
комментарии(0)