Графика pixabay.com
Последнее десятилетие российская экономика существует в условиях стагнации и замедления инвестиционной активности. Чтобы переломить этот тренд, российские власти решили заняться государственным дирижированием инвестициями. Для этого был написан план концентрации бюджетных расходов в рамках 13 национальных проектов. Началось также подталкивание к инвестициям корпораций и частных компаний из известного «списка Белоусова». Инструментом ручного управления инвестициями должен был стать специальный закон о выборочной защите капитальных вложений.
Приоритет бюджетных инвестиций и нацпроектов был объявлен почти два года назад. Но пока результаты этой политики выглядят, мягко говоря, не слишком убедительными. Вместо ускорения экономики власти организовали ее замедление. Закон о защите капвложений грозит рисками для инвесторов и до сих пор так и не принят. Адекватная система управления нацпроектами в стране не создана. А кумулятивный эффект от государственных инвестиций если и появится, то не ранее 2021 года.
Для концентрации ресурсов под будущие инвестиции наши власти изъяли из экономики значительные ресурсы. Были увеличены налоги и до минимума сокращены госрасходы – в том числе и социальные. Следствием этих мер стало снижение потребительского спроса и ожидаемое замедление экономической активности. Прирост ВВП в прошлом году оказался вдвое меньше, чем был в 2018-м. Таким образом, ради будущего ускорения экономики власти ее фактически затормозили. Обычному человеку подобные действия покажутся абсурдными: разве нужно начинать лечение пациента с его удушения? Но для сторонников государственного дирижирования именно такое удушение и представляется необходимым.
Не менее примечательной оказалась история с законопроектом о защите капвложений и «списком Белоусова», куда попали компании, получившие сверхдоходы от девальвации рубля и не захотевшие вкладывать их в отечественную экономику. Подталкивание этих компаний к инвестициям продолжается уже почти два года. Стимулом, по мысли чиновников, должны стать обещания государства не ухудшать налоговые и тарифные условия для крупных инвесторов. Президент Путин поручал принять этот закон еще к лету прошлого года. Но споры чиновников и предпринимателей вокруг этого проекта продолжаются и сегодня. Так что в лучшем случае закон о защите капвложений появится к середине 2020 года. Но изменит ли он настроения инвесторов – большой вопрос. И даже если компании поверят обещаниям чиновников, полноценные инвестиции начнутся только с 2021 года.
Особая сложность дирижирования инвестициями – это контроль и согласование всех госпрограмм и нацпроектов с объявленными национальными целями развития. Ведь без такого контроля вся система нацпроектов теряет смысл. Поэтому в стране должна быть выстроена система контроля и отчетности за все результаты капитальных расходов с участием бюджетных средств в стране – от федерального правительства до каждого региона, города или поселка. Эта система должна пронизывать всю страну и отражать согласование тысяч промежуточных и региональных показателей. На сегодня правительство должно контролировать около 1300 показателей действующих госпрограмм. И еще более 500 показателей – в рамках национальных и федеральных проектов. При этом на практике федеральные чиновники не контролируют более половины всех этих показателей и не отвечают за них. Такой диагноз системы госуправления поставила Счетная палата после аудита работы федерального правительства за последние три года. Цели государственного управления на этапах планирования, мониторинга, контроля, оценки промежуточных и конечных результатов не достигаются, утверждают аудиторы. Но на какие результаты дирижирования инвестициями с таким диагнозом госуправления можно рассчитывать?
комментарии(0)