Фото сайта government.ru
Президент РФ Владимир Путин сказал на прошлой неделе, что «ни минуты на раскачку» у нового правительства нет. Предыдущий кабинет слышал примерно то же самое год назад – в Послании Федеральному собранию 2019 года. Премьер Михаил Мишустин и вице-премьер Дмитрий Чернышенко уже дали понять, каким может быть критерий оценки работы правительства: исполнений президентских поручений.
Социологические службы пока не публикуют рейтинг доверия новому кабмину и его руководителю. Прошло слишком мало времени после назначения. Лишь Левада-Центр опросил граждан на предмет ожиданий от правительства. В целом улучшения положения дел в стране ждут 38%. Среди тех, кто прежде слышал о Михаиле Мишустине, доля оптимистов выше – 52%.
Правительство воспринимается как инструмент политики президента. Январское Послание Федеральному собранию можно охарактеризовать как социальное, и не случайно Михаил Мишустин уже занялся и вопросом об индексации пенсий, и расширением использования материнского капитала. Преимущество нового правительства – в дополнительном финансировании. Расходы были анонсированы в Послании, и уже после него Путин подчеркивал, что денег хватит, что социальные обязательства не подорвут экономику и бюджет.
Это благоприятная среда для работы кабинета министров и высокого базового рейтинга доверия. Примерно так же власть поступает, когда назначает новых врио губернаторов, которых через условный год ждут выборы: регион получает деньги из Центра, ему списываются долги и т.д. Правительство часто теряет очки, если ему приходится самому изыскивать средства. Это, как правило, означает перераспределение расходов, урезание отдельных статей, подчас повышение налогов, новый возраст выхода на пенсию, необходимость кого-то оставить недовольным. Нередко недовольными оказываются представители зависимого класса, и это бьет по рейтингу власти в целом.
Возможность распределять и тратить не означает, что правительство в перспективе не должно находить деньги, сокращать статьи расходов, проводить реформы, в том числе и не вполне популярные. Оно просто получает рейтинговый мораторий, не отвечает за ошибки прошлого кабинета, его «социальная» деятельность выходит на передний план и освещается в первую очередь. Правительство Дмитрия Медведева не могло действовать достаточно смело, потому что любая ошибка негативно сказалась бы на рейтинге и без того низком. Кабинет Мишустина в ближайшее время может позволить себе некоторую смелость. Во всяком случае, он вовсе не обязан заниматься дополнительным популизмом, затыкая рейтинговые дыры. Анонсированные президентом расходы, само восприятие смены кабинета как движения, попытки власти что-то изменить – все это дает правительству базовый кредит доверия.
Смену кабинета рассматривают в контексте транзита власти в 2024 году. Путин уже дал понять, что нынешний президентский срок станет для него последним. Возможно ли, что Михаил Мишустин – потенциальный преемник? Власть может рассматривать несколько вариантов, и достаточно вспомнить, что после второго срока Путина в преемники параллельно готовили и Дмитрия Медведева, и Сергея Иванова. Можно сказать, что Мишустин не похож на будущего президента, потому что не похож на Путина – внешне, стилистически, в плане бэкграунда. Но ведь и Медведев казался примерно таким же.
Базовое доверие Медведеву-президенту сформировалось из-за того, что он отвечал за социально ориентированные национальные проекты. Схема была похожа на нынешнюю: выделение денег на популярные инициативы и фактическое назначение политического бенефициара. Сейчас таким бенефициаром может стать Мишустин. Готова ли Россия к президенту-технократу? Достаточно сказать, что по новой Конституции сам президент уже будет не тот, что прежде.
комментарии(0)