На фото Георгий Кочетков. Фото сайта www.ogkochetkov.ru
Понадобилось немного времени, чтобы агрессия активистов, взращенных клерикалами для устрашения своих оппонентов, обернулась против церкви. Попытки насильственной «катехизации» произошли на этот раз не в театре или городском парке, а в кафедральном соборе Твери. Группа граждан, по свидетельствам очевидцев, фактически сорвала литургию и неучтиво обошлась со священнослужителем.
О своей поддержке действий активистов в Твери заявило в соцсетях движение «Сорок сороков». Это сообщество ультраконсервативной направленности было создано в 2013 году на волне скандала с Pussy Riot, когда РПЦ объявила себя оскорбленной «плясками» на солее храма Христа Спасителя. В Московском патриархате так настойчиво говорили о необходимости защиты святынь и православных ценностей, что кроме уголовного преследования нарушительниц церковного спокойствия это породило движение физически крепких мужчин, готовых схватиться с «кощунниками» в рукопашной. «Разрушение мифов о православии как религии слабых, которая якобы себя идеологически исчерпала и, кроме «бабушек в платочках и экзальтированной части общества», никого не привлекает», – так заявляют свою цель «Сорок сороков».
С тех пор участников движения в фирменных красных футболках с черным витязем в белом круге можно было часто видеть и на «полях сражений» за храмы в российских городах, и на торжественных церковных мероприятиях. Существует множество снимков, на которых патриарх Кирилл стоит в полукруге красно-черных «богатырей».
Досадным для церкви новшеством стали попытки «Сорока сороков» контролировать не только внешний периметр церковной ограды, но и побороться за чистоту православия. В движении утверждают, что в Твери последователи священника Георгия Кочеткова намеревались совершить богослужение на русском языке. Кочетков известен многолетней работой по переводу литургии с церковнославянского языка на русский, однако его соратники говорят, что в тот раз было допущено только параллельное чтение Евангелия на русском языке.
Борцы за старозаветные устои объявили своих оппонентов захватчиками храма в отсутствие правящего архиерея. Однако митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев) вскоре выступил с видеообращением к публике и посланием клирикам. Из этих выступлений нельзя сделать вывод, что митрополита обманули и контрабандой пронесли в храм «безблагодатный» современный язык. Михеев, пусть и не без оговорок, поддерживает обновителей, ссылаясь на мнение патриарха Кирилла. А тех, кто недоволен этой позицией, вызывает 20 февраля на дискуссию. То, что произошло в кафедральном храме, митрополит называет смутой. Он призвал задуматься о том, «сколь тонка на самом деле грань между отстаиванием истины любой ценой и фанатичным притеснением, а далее – гонением и даже предательством». Сайт Тверской епархии распространил объявление о возможной провокации 15 февраля в одном из храмов города.
Надо сказать, что существует иная трактовка тверских событий: якобы верующие и некоторые священники воспротивились авторитарным методам руководства митрополита Саввы. В городе даже вроде бы собирают подписи за отставку Михеева. Однако радикалы предпочитают делать в этой истории акцент на предполагаемый отказ от традиций.
Так или иначе, происшедшее заставляет задуматься о том, где проходит граница между правом консервативно мыслящих людей высказывать свое мнение и общественной опасностью от материализации их убеждений. Если эти тренированные люди успешно устрашали антиклерикалов, что мешает им, осознав свою силу, начать вмешиваться в управление церковью? Похоже, РПЦ скоро попросит защиты уже от этих опасных «защитников».
комментарии(0)