Фото сайта kremlin.ru
Президент России Владимир Путин на встрече с общественниками в Череповце объяснил, почему уволил теперь уже экс-главу Чувашии Михаила Игнатьева. «Есть одно требование, без которого работать на таких местах невозможно, – уважение к людям, – сказал Путин. – Если этого нет, то человек должен оставить это место работы и найти себе другое применение… То, что я увидел, – это безобразие, и чиновники с таким отношением к гражданам работать в этом качестве не могут».
В партии «Единая Россия» уже предложили усовершенствовать механизм привлечения к ответственности представителей власти за неуважительное отношение к гражданам. Впрочем, единороссы готовы внести свои предложения в Думу, если «без этого не обойтись». Пока же речь идет о редком, чуть ли не беспрецедентном случае: президент уволил с поста главу региона после публикации видео в интернете. На этом видео Игнатьев заставляет сотрудника МЧС подпрыгивать за новыми ключами от служебной машины.
Руководителей российских регионов и крупных мегаполисов уже отправляли в отставку из-за «утраты доверия». Однако это всегда было финалом длительного политического процесса с накопившимися претензиями. Даже когда чиновника такого уровня арестовывали за коррупцию, этому предшествовало некое внутреннее, непубличное расследование, а вовсе не публикации в СМИ и глобальной Сети.
Казус Михаила Игнатьева может стать прецедентом. Власти в последнее время сложно поднимать свой рейтинг. Он заметно снизился после пенсионной реформы, и правящая элита опасается нового обвала. Это падение может спровоцировать любой публичный инцидент – никакого долгосрочного запаса легитимности, похоже, больше нет, она пересматривается мгновенно, даже если несколько месяцев назад условного губернатора или мэра поддерживали 80%. Одновременно интернет становится более доступным, и компрометирующие чиновников видео уже не достояние нишевой аудитории, которую легко маргинализировать. Для власти настало время постоянной реакции, относительной непредсказуемости и необходимой регулярной защиты своей репутации.
Впрочем, прыжки за ключами – из ряда вон выходящий случай. Интересно, каков новый диапазон реакции власти на сигналы Сети и СМИ. Например, за несколько дней до публикации видео с МЧС Михаил Игнатьев призывал «мочить» журналистов за искаженную информацию. Сейчас чистый эксперимент уже не провести, но все же любопытно: можно ли такого рода высказывания считать проявлением неуважения к гражданам? Могут ли они послужить основанием для «утраты доверия»?
В Череповце у Путина спросили, нет ли в деятельности Игнатьева «коррупционного следа». Президент ответил, что ему об этом ничего не известно, о претензиях к экс-главе республики со стороны правоохранительных органов он не слышал. Однако слово «коррупция» прозвучало. В связи с этим сразу вспоминается, что в рунете на протяжении многих лет время от времени появляются сообщения, развернутые публикации и даже целые расследования, посвященные коррупции чиновников высокого уровня, злоупотреблению властью. На эти сигналы снизу, как правило, нет никакой реакции наверху.
Ролики о коррупции чиновников могут набирать в интернете гораздо больше просмотров, чем прыжки за ключами. И информация, которая в них сообщается, дискредитирует представителей власти никак не меньше, чем случай издевательства над сотрудником МЧС. Однако наверху как будто проводят грань: там, где звучат слова о коррупции, хищениях, злоупотреблениях, начинается территория политической борьбы с оппозицией. От ее обвинений власть готова отбиваться всеми средствами, и никакой эпохи «новой гласности» здесь не наступает.
комментарии(0)