На фото Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Владимир Устинов. Фото сайта ufo.gov.ru
Институт полпредов президента в федеральных округах был создан в 2000 году. Это объяснялось необходимостью привести законодательство регионов в соответствие с федеральным. И, конечно, нужно было взять под контроль губернаторов, избиравшихся напрямую. Был понятен и список первых семи полпредов.
Пятеро из них были связаны с силовыми структурами (армия, КГБ-ФСБ и МВД), двое были гражданскими чиновниками (Сергей Кириенко и Леонид Драчевский). Такой расклад представлялся тогда оптимальным: силовики, либерал и дипломат.
Потом проблемы с разногласиями в законодательстве были решены, а должность полпреда стала рассматриваться как синекура для отставных высокопоставленных чиновников. При этом полпредов регулярно меняли, многие переходили из одного федерального округа в другой и т.д. Неясно во всей этой схеме было одно – зачем вообще нужен институт полпредов. Бывший генпрокурор Юрий Чайка, ставший на днях полпредом президента в Северо-Кавказском федеральном округе, заявил, что к числу его основных стратегических задач относятся борьба с безработицей, улучшение ситуации в жилищной сфере, приток инвестиций, противодействие преступности, экстремизму и терроризму, а также борьба с коррупцией и клановостью. Действительно, такие проблемы в округе существуют.
Но до Чайки их 10 лет пытались решить Александр Хлопонин, Сергей Меликов, Олег Белавенцев, Александр Матовников. А еще ранее, когда регионы Северного Кавказа входили в состав Южного федерального округа, – Виктор Казанцев, Владимир Яковлев, Дмитрий Козак, Григорий Рапота и Владимир Устинов (также бывший генпрокурор и, кстати, долгожитель корпуса полпредов – 12 лет на посту).
О том, чем ныне занимаются полпреды, легко узнать, зайдя на сайты представительств. Вот, к примеру, на днях «по поручению полномочного представителя президента РФ в ЮФО Владимира Устинова его заместитель Владимир Гурба принял участие в общем собрании членов ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области». А 13 декабря прошлого года он же и опять-таки по поручению Владимира Устинова провел очередное заседание Межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям в ЮФО. Сам же полпред 29 ноября 2019 года «провел заседание Совета при полномочном представителе президента РФ в Южном федеральном округе». На сайтах других полпредств информация тоже не слишком, скажем так, «бурная».
Конечно, всегда можно сослаться на нужду в «государевом оке». Мол, в такой огромной стране, как Россия, без этого нельзя. Правда, возникает вопрос: не слишком ли много на местах контролирующих структур и насколько они эффективны? Ведь помимо администрации президента есть Генпрокуратура, прокуроры субъектов РФ, федеральные инспекторы в каждом регионе (эту должность еще Борис Ельцин ввел), МВД, ФСБ, наконец, ведется общественный контроль со стороны ОНФ, официальным лидером которого является Владимир Путин. И все эти структуры докладывают наверх о ситуации в регионе самостоятельно. Кроме федеральных инспекторов, которые докладывают информацию через полпредства. Получается, мягко говоря, «византийская схема».
В итоге роль полпредов свелась к церемониальной функции. Что-то открыть, какое-то совещание провести, наконец, представить общественности нового губернатора. Того самого, за которым нужно приглядывать и который, заметим, сам является федеральным чиновником. Но власть почему-то от этого института не отказывается. Наверное, потому, что не привыкла отказываться от схем, которые не работают, но и проблем не создают.
Интересно, а каковы критерии эффективности работы чиновников института полпредов, KPI, так сказать? Может, они (критерии) могут пролить свет на целесообразность данного института власти.
комментарии(1)
0
Василий Зайцев 13:46 05.02.2020
По примеру Медведева Д.А. скоро введут должности заместителя полномочного представителя президента, а может даже не только в ФО, а и в регионах. А куда девать чиновников? Ведь уже и дети оных подростают.