Палестинцы отреагировали на предложенную "Сделку века" новыми протестами. Фото Wisam Hashlamoun/Anadolu Agency via Getty Images
Благодаря первым сообщениям о содержании «сделки века», которая описывает возможность законного сосуществования израильтян и палестинцев, может сложиться впечатление, что администрация президента США Дональда Трампа, разрабатывая эту инициативу, намеревалась сделать подарок Израилю и дать пощечину палестинцам. Однако план, над которым в Белом доме работали несколько лет, при более внимательном рассмотрении оставляет впечатление продуманного и крайне прагматичного шага, который гарантирует государственность Палестины, обеспечивает ее субъектность в рамках международных отношений и пытается ответить на потребности своего ближневосточного союзника. «Это видение отвечает сегодняшним реалиям и дает палестинцам, которые еще не имеют государства, путь к достойной жизни, уважению, безопасности и экономическим возможностям и параллельно с этим обеспечивает безопасность Израиля», – говорится в обнародованном документе.
Если рассматривать «сделку века» в историческом контексте, то можно согласиться с теми, кто считает ее произраильской. По условиям, выдвинутым администрацией президента США, палестинцы получают меньше территории, чем в границах 1967 года. Президент Палестины Махмуд Аббас уже заявил, что наступит время, когда США придется признать палестинское государство в рубежах того времени. Однако если говорить о времени настоящем, то план Трампа просто отражает положение вещей. «Сделка века» консервирует текущий статус основных еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан без права на дальнейшее расширение. Документ дает уникальное право на существование «города в городе», признавая Иерусалим неделимой столицей Израиля, но в то же время называя его восточную часть столицей Государства Палестина. Все проблемы, связанные с безопасностью Иерусалима, как следует из текста, по-прежнему будет решать Израиль, который, как отмечается, «должен быть хорошим хранителем» города.
Разоружение группировок сектора Газа, которое предусматривает план американской администрации, – мера, от которой, вероятно, не отказались бы сейчас и мирные жители палестинского анклава, потому что устойчивому «режиму тишины» с Израилем неоднократно мешал конфликт внутри конкурирующих вооруженных фракций. Непримиримость палестинского движения утомила, как кажется, даже тех крупных арабских игроков, которые теоретически должны выступать его адвокатами. Может быть, именно поэтому в разрешение вопросов, связанных с контролем над безопасностью, «сделка века» вовлекает Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Для выдвижения дипломатической инициативы найдено самое подходящее время – когда аравийские монархии наладили беспрецедентно хороший уровень отношений с Израилем. Еще десятилетие назад подобное предложение со стороны США понимания бы не нашло.
«Сделка века» дает импульс созданию нового государства, предлагая палестинцам инвестиции, рост уровня жизни и территориальную открытость. Выгода тех условий, на которые торжественно подписывается Израиль, не выглядят столь однозначной. Это касается как политического капитала премьер-министра Биньямина Нетаньяху, так и безопасности. Чего только стоит обещание проложить железнодорожный путь между сектором Газа и Ливаном, с которым еврейское государство, как и отмечается в плане Трампа, находится в состоянии войны. Кроме того, «сделка века» не вызывает энтузиазма у израильских поселенцев.
Как говорится в тексте документа, инициатива Трампа не решит всех проблем региона, но лишит палестино-израильский конфликт того предлога, которым нередко оправдывали радикализм и играли на эмоциях сторон. Первая реакция на «сделку века» говорит, что пока побеждают эмоции.
комментарии(0)