Фото сайта kremlin.ru
Прошлый, 2019 год российская власть закончила с «проблемным» рейтингом. Просев годом ранее на фоне пенсионной реформы и падения реальных доходов граждан, он перестал расти. При этом традиционные, привычные методы мобилизации населения и наращивания рейтинга перестали работать.
2020 год президент РФ Владимир Путин начал мощно – с анонса новых и серьезных социальных расходов, отставки правительства и объявления о конституционной реформе. И вот опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показал, что в период с 13 по 19 января, то есть на той неделе, когда было зачитано Послание Федеральному собранию, показатель доверия главе государства вырос на три балла – с 62,3% до 65,4%. Точно так же снизился показатель недоверия – с 28,6% до 25,5%.
Правительство на этот раз в опрос не включили по понятным причинам. Кабинет Дмитрия Медведева ушел в отставку, а кабинет Михаила Мишустина в указанные сроки еще не был сформирован. При этом с большой долей уверенности можно прогнозировать, что первые показатели доверия новому правительству будут выше, чем рейтинг старого. Это можно назвать кредитом. В кабинете Мишустина нет «токсичных» для широкой публики фигур. Его изначальный рейтинг просто будет отражением рейтинга Путина, который затеял перестановки.
Власть уже несколько лет не может справиться с падением реальных доходов граждан. Путин проговаривает эту проблему, в том числе и в Послании, но волшебного лекарства у него нет. Социальный оптимизм тем не менее нужен президенту прямо сейчас. Его власть пытается включить за счет нового пакета социальных гарантий, прежде всего – поддержки семей. Расчет Путина, кажется, верный: он знает свой электорат. Гарантии, выраженные в конкретных цифрах, деньгах, сроках, всегда ощутимы.
Рейтинг, который замеряют социологи, в том числе и ВЦИОМ, не предполагает анализа ситуации, продуманной оценки шагов власти. Он отражает ощущения граждан, подчас их первичную реакцию на решения, принятые наверху. 2019 год не был временем конкретных решений. Правительство де-факто получило годовой мораторий и возможность работать над исполнением национальных проектов. То обстоятельство, что рейтинг кабмина, как и рейтинг всей власти, за год не вырос, говорит о том, что подвижки, даже если они и имелись, не были ощутимыми. В обществе укрепилось чувство застоя, за которым обычно следует упадок, а не подъем.
Может ли среднестатистический россиянин с ходу назвать 8–10 министров нового правительства? Сомнительно. Он не знает их бэкграунда и не понимает, чего от них ждать. Но среднестатистический россиянин часто доверяет Путину и в смене правительства видит знак того, что власть «что-то делает», не сидит на месте, пытается преодолеть застой. Отсюда рейтинговые очки. То же самое можно сказать и о поправках в Конституцию. Политизированная часть общества ищет в них новую систему, позволяющую Путину остаться у власти. Но для базового, неполитизированного электората президента это все та же атмосфера деятельности, преодоление неподвижности.
Примечательно, что в Послании Путин очень мало говорил о внешних угрозах, конфликте с Западом, новом, сверхсовременном оружии, которое вот-вот окажется в распоряжении российской армии. Эти средства мобилизации, временно или нет, утратили нужную власти эффективность. Они не повышают уровень социального оптимизма в отличие от дополнительных выплат, гарантий многодетным семьям, отставки непопулярного кабинета министров и заверений в том, что денег на все хватит. Все это может помочь власти переключить внимание граждан и преодолеть негативный и все еще заметный фон пенсионной реформы.
комментарии(0)