Фото сайта kremlin.ru
Новое заседание рабочей группы по подготовке изменений Конституции пройдет 21 января. Группа трудится, в частности, над конкретными формулировками поправок, суть которых озвучил в Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин. В то же время не вполне ясно, как именно они будут приниматься и что означает высказанное главой страны пожелание «провести голосование граждан по всему пакету предложенных поправок и только по его результатам принимать окончательное решение».
Изменения в тексте Основного закона предполагают приоритет законодательства страны над международным, национализацию политической элиты, то есть запрет иметь иностранное гражданство или вид на жительство в других странах претендентам на высокие государственные должности, а также изменение функций Госсовета, Государственной думы и Совета Федерации. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков успел заявить, что референдума по поправкам в Конституцию не будет, так как они не коснутся ее основополагающих статей. Будет некое консультативное голосование, форму и порядок которого президент определит в соответствующем указе.
Нужно сказать, что формат голосования не менее значим, чем его статус. Слова президента Путина о «всем пакете поправок» можно интерпретировать по-разному. Например, как предложение провести самое простое голосование с одним вопросом: «Вы за или против предложенных поправок?» Другими словами, гражданин либо принимает все изменения сразу, либо все отвергает. Иная возможная интерпретация слов Путина – голосование по каждой поправке. В окончательной версии их может быть пять или шесть, и гражданин вправе с какими-то согласиться, а с какими-то нет.
Когда правящая политическая элита предлагает сразу несколько поправок в Конституцию, все они – в ее интересах. Но Основной закон действует дольше, чем элиты остаются у власти. Голосование за весь пакет поправок сразу, по сути, означает плебисцит о доверии национальному лидеру. Если гражданин говорит, что он «за», то он доверяет Путину, его видению развития страны и ее Конституции. Если же он выступает против, то не вполне понятно, что имеется в виду. Быть может, гражданин не доверяет Путину и с подозрением относится к любым поправкам. Быть может, ему не нравится какое-то конкретное предложение, причем настолько, что при «пакетном» голосовании он вынужден отвергнуть все сразу.
Россиянин может выступать за новое распределение власти, за усиление парламента, за утверждение Думой министров и премьера, а также за право Совета Федерации снимать судей с их постов. Но из этой гражданской позиции совершенно не вытекает поддержка инициативы о приоритете национального законодательства над международным. Усиление институтов означает отладку системы сдержек и противовесов, чего не хватает России. Приоритет национального законодательства, в какие бы суверенные одежды его ни рядили, в перспективе, напротив, ослабляет механизмы, удерживающие элиту от авторитарных решений, от фактического нарушения тех самых прав граждан, за которые она, как сама заявляет, борется. Проще говоря, голосуя одновременно за усиление и ослабление контроля над властью, гражданин заявляет, что верит Путину и оставляет ему право решать, по каким законам жить стране.
Как сообщают СМИ, голосование по поправкам может пройти в апреле. Принятие предложений парламентом будет ему предшествовать. Но президент, как предполагается, подпишет поправки уже после голосования. Такой режим предполагает общий, простой опрос граждан в режиме «да или нет?». Он позволит власти легитимизировать свои инициативы, но не даст ей полной и дифференцированной информации об общественных настроениях.
комментарии(2)
0
dlz 07:18 21.01.2020
На первый взгляд, предложенные поправки выглядят половинчатыми. Много написано о том, кого и за что сможет снять с поста президент и кого не получится назначить или выбрать на пост ни при каких обстоятельствах. Но вот функции местной власти или Госсовета прописаны все еще как-то неявно. Эти поправки - скорее суть оборонительные. Они направлены больше на создание неуверенности у чиновников. Напротив, народу необходима констатация ответственности и направленность на достижение развития.
0
dlz 07:33 21.01.2020
Стоит напомнить также, что вся власть в стране и так принадлежит Кремлю и Старой площади. Тогда, так следует написать, что Кремль и Старая площадь являются отдельной ветвью власти. Должны бы как - то кодифицированы их власть и влияние. Конституция должна по крайней мере не противоречить существующей системе. В целом, поправки в Конституцию должны создавать Ответственность, а сейчас они сохраняют Презумпцию Безответственности.