Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и президент Boeing International сэр Майкл Артур в аэропорту Мельсбрук. Фото сайта nato.int
Чем обусловлен тот факт, что Североатлантический альянс создает собственную систему разведки и наблюдения, получившую наименование «Наземное наблюдение альянса» (Alliance Ground Surveillance, AGS)? НАТО вполне могло бы по-прежнему пользоваться услугами американской воздушной разведки. Генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг и президент Boeing International сэр Майкл Артур встретились в аэропорту Мельсбрук в Брюсселе 27 ноября по поводу подписания контракта на 1 млрд долл. на модернизацию своего флота самолетов АВАКС (AWACS) с гарантией, что они будут продолжать полеты в интересах НАТО до 2035 года. Обновлению подлежат 14 самолетов АВАКС. На них будет установлено новое бортовое оборудование с расширенными коммуникационными и сетевыми возможностями. Генеральный секретарь подчеркнул, что НАТО планирует замену парка АВАКС к 2035 году.
Ранее пресс-служба альянса сообщила, что первый из пяти дронов, создаваемых для реализации программы AGS, приземлился на авиабазе НАТО в Сигонелле (Италия). В Брюсселе высоко оценили это событие, посчитав, что оно ознаменовало реализацию ключевого многонационального проекта, осуществляемого на основе использования современной высокотехнологичной техники военного назначения.
Напоминаем, что программа AGS разрабатывается при долевом участии 15 стран – членов Североатлантического блока: Болгарии, Чехии, Дании, Эстонии, Германии, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Норвегии, Польши, Румынии, Словакии, Словении и США. Система сухопутной и воздушной разведки «Наземное наблюдение альянса» будет коллективно эксплуатироваться всеми союзниками по НАТО и станет жизненно важным источником информации для планирования и проведения Североатлантическим блоком своих операций и миссий. В Брюсселе подчеркивают, что союзники по НАТО будут иметь равный доступ к данным, полученным AGS. В целом проект с его наземными и воздушными элементами представляет собой уникальную систему, разработанную в соответствии с требованиями, установленными Североатлантическим советом и Главнокомандующим Объединенными силами в Европе (The Supreme Allied Commander Europe, SACEUR).
Дистанционно пилотируемый самолет (ДПС), создаваемый для альянса, базируется на платформе RQ-4 Global Hawk Block 40. Он был уникальным образом адаптирован к требованиям НАТО, чтобы расширить возможности разведки и наблюдения. Программа AGS включает пять ДПС, получивших код NАТО RQ-4D, парк самолетов АВАКС и пункты наземного базирования. Все образцы дронов в настоящее время выполняют разные этапы испытательных полетов. С прибытием каждого из них на основную оперативную базу в Сигонелле начинается практически очередной этап проверки всей системы.
Создание блоком собственных сил и средств стратегической разведки некоторые эксперты увязывают с планами, связанными с формированием общеевропейских вооруженных сил. Нельзя не обратить внимания на тот факт, что участником программы AGS являются США, и скорее всего система «Наземное наблюдение альянса» наряду с проектом Joint Strike Fighter (концепция использования самолета пятого поколения F-35) по планам Вашингтона является еще одной связующей субстанцией, которая прочнее соединит Америку с ее европейскими союзниками и поможет извлечь из кошельков стран – членов НАТО дополнительные деньги, которые пойдут на финансирование вооружений, производимых в США. Кроме того, программа AGS позволит блоку значительно опередить Россию в области военной разведки и наблюдения. Еще стоит отметить, что во всей совокупности действий Брюсселя и Вашингтона просматривается подталкивание Москвы к гонке вооружений во всех ее аспектах.
комментарии(0)