Губернатор Мурманской области Андрей Чибис (справа) и секретарь Генерального совета партии "Единая Россия" Андрей Турчак на региональной партийной конференции. Фото сайта murmansk.er.ru
23 ноября пройдет съезд «Единой России», на котором будет обсуждаться и ее участие в выборах Госдумы 2021 года. В СМИ уже опубликована масса слухов, утечек, прогнозов и гаданий насчет того, какие решения прозвучат в докладе лидера ЕР Дмитрия Медведева. Ключевым эпизодом съезда называют выступление президента Владимира Путина. Дескать, его речь покажет, что будет дальше происходить с ЕР.
Как представляется, особое внимание к будущим словам Путина напрасно. Что бы ни сказал президент на съезде ЕР, у Кремля нет альтернативы сохранению этой партии, поддержанию ее как минимум на плаву, а скорее всего даже и попыток ее гальванизации. И это не намек на то, что ЕР якобы политический труп, ведь данная партия никогда и не была особо живой.
Но какой‑то другой у Путина нет – и для осуществления политического контроля над обществом ему достаточно и такой плохонькой. Было бы хуже, если бы не было вообще никакой партии власти. А еще хуже был бы вариант с переформатированием ЕР именно сейчас. Можно предположить, что раз высшие руководители испытывают глубокое почтение к советским практикам, то и уроки советского прошлого они тоже усвоили. А одним из последних уроков, как известно, стало реформирование КПСС, приведшее сначала к разрушению ее самой, а потом – и всей страны.
Если на пути сохранения ЕР в качестве партии власти развилок изначально не существовало, то дорог для реализации этой задачи было немало. Но часть поворотов уже пройдена – возьмем, например, неоднозначное решение о возвращении реготделений партии под руку губернаторов. Официально на посты секретарей они встали в 13 регионах, примерно в десятке субъектов РФ их главы контролируют деятельность единороссов неформально. А в доброй половине регионов губернаторы с ЕР, по сути, никогда и не разлучались.
Из высших должностных лиц, избранных в этом году, лично Медведевым в партию приглашены двое: башкирский Радий Хабиров, который и так управлял местными партийцами, и мурманский Андрей Чибис. Судя по всему, это некий знак признательности за то, что оба губернатора не побоялись стать партийными кандидатами. И надежда, что эти современные политические тяжеловесы уже поняли, как преодолевать силу тяготения низкого рейтинга партии.
И тут, возможно, закладывается методологическая ошибка в интерпретации электорального результата как показателя доверия со стороны граждан и авторитета – со стороны региональных элит. Например, забайкальский губернатор Александр Осипов – чемпион выборов с результатом под 90% столкнулся с отказом Заксобрания поддержать его административную реформу. Он не учел, что у ЕР там нет большинства, а другие партии ему ничего не должны, потому что он с ними и не договаривался. Ведь даже зачистка избирательной кампании Осипова от серьезных конкурентов производилась стараниями администрации президента.
Так что если добиваться одноразового успеха на выборах с помощью административного ресурса вполне возможно, то постоянно управлять с его помощью политическим классом и гражданами – это уже более высокая ступень мастерства. Многие прежние региональные тяжеловесы погорели именно на приверженности такому стилю руководства. Но теперь расчет опять делается именно на админресурс.
И непонятно, отчего же в Кремле уверены, что технократическая поросль губернаторов окажется более жизнеспособной в тех же самых климатических условиях. Тем более что пока можно наблюдать, как вроде бы безусловные победители кампаний проваливаются один за другим. К примеру, глава Калмыкии Бату Хасиков, который за пару месяцев доработался до митингов с требованиями о его отставке.
комментарии(0)