Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images
«Гражданская коалиция» (ГК), созданная ПАРНАСом Михаила Касьянова и Партией перемен Дмитрия Гудкова, хочет провести в конце ноября так называемый День гражданской солидарности. Предполагается, что в течение одного‑двух дней в регионах России должны синхронно пройти акции протеста. Их форму и содержание будут выбирать на местах. День гражданской солидарности уже проходил 4 ноября – в онлайн‑режиме. В ПАРНАСе и Партии перемен, по всей видимости, пытаются понять, может ли их месседж получить массовый отклик. Один из организаторов ГК Валерий Соловей еще в начале ноября обозначил довольно широкий диапазон коалиции: «От коммунистов до либералов».
Такой смотр сил скорее всего даст лишь частичное представление о протестном потенциале российского общества. Если в акции ГК примет участие тысяча, 2 тыс., даже 10 тыс. человек, это вовсе не будет означать, что на большее оппозиции и не приходится рассчитывать. Политическая жизнь в России замирает, когда нет выборов, а пробуждение недовольства ситуативно, малопредсказуемо. На инициативы вроде Дня солидарности откликается, как правило, политически активное меньшинство. Его сил катастрофически мало для того, чтобы просто попасть в парламент.
У Дня солидарности нет общей повестки. Звучат лишь две большие темы: защита гражданских прав и экология. Тема охраны окружающей среды еще недавно казалась маргинальной для общественно‑политического сознания и практики в России. Сейчас она вполне перспективна, в том числе и для партийного строительства, однако никаких решительных шагов – за два года до выборов в Госдуму! – в этом направлении никто не делает. Кажется, что скорее «позеленеет» одна из системных или околосистемных левых партий, чем в России появятся настоящие и сильные зеленые.
На теме защиты гражданских прав можно организовать контрсистемное движение. Но его успех во многом зависит от того, подхватят ли призыв системные партии, сочтут ли они, что частичный компромисс с властью вредит им, не удовлетворяет их нужд. Если это произойдет, высока вероятность, что политические очки наберут именно они, а не ПАРНАС или Партия перемен. Рост рейтинга коммунистов и ЛДПР, готовность граждан на местах поддерживать их кандидатов на выборах глав регионов, а оппозиционных политтехнологов – помогать им говорят о том, что парламентские партии не исчерпали свой потенциал.
Непарламентская оппозиция хочет изменить систему, чтобы получить шанс поучаствовать в управлении страной. Она действует двумя методами. Первый – это воздействие на системных игроков, например структуры парламентской оппозиции. Так поступает, в частности, Алексей Навальный, который стратегически хочет власти, конечно, для себя, а не для Геннадия Зюганова или Владимира Жириновского. Второй путь – упорное объединение «несогласных» под разными лозунгами, попытки встать и начать сначала. Это путь ГК.
«Несогласные» обречены быть против власти во всем. В этом их слабость: они игнорируют объективный характер поддержки правящей элиты в последние 20 лет. В октябрьском программном заявлении ГК упоминает повышение пенсионного возраста, но уходит от темы Крыма, оставляет за будущим парламентом право дать оценку. Навальный на «Эхе Москвы» от вопроса уйти не смог и обещал новый референдум. ПАРНАС и Партия перемен – политические заложники антипутинского электората, который самостоятельно не может дать им власть. Ее дает условный путинский электорат. Он может устать от действующей власти, полеветь и т.д. Но многие решения, принятые в нулевые и десятые годы, для него – верные.
комментарии(1)
0
Александр Жмыриков 16:12 19.11.2019
Если истинной целью несистемной оппозиции является продвижение своих кандидатов во власть, то все эти митинги "гражданской солидарности" тупиковый путь. Если же истинной целью является привлечение внимания зарубежных партнеров, тогда как говорят во Франции по отношению к ветреным женщинам: "Чем больше декольте - тем больше возможностей".