Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images
По данным Всемирного банка (ВБ), на 2017 год 10,6 млн россиян работают за рубежом. В относительном выражении потери трудовых ресурсов составляют 7,4% населения, а если не брать в расчет пенсионеров, то страна лишилась 9,7% граждан трудоспособного возраста.
Относительные показатели России лучше, чем у других стран Восточной Европы (из Молдовы эмигрировали 24% граждан, из Литвы – почти 21%). К тому же общий баланс миграционных потоков для РФ положительный – число приехавших составляет 8% населения, и таким образом по числу голов потерь как бы нет (население все равно сокращается за счет падения рождаемости, но это отдельная тема).
Главная проблема – изменение качественного состава населения в худшую сторону. Среди уезжающих из России высшее образование имеют 70%, что значительно выше среднего уровня в стране (30,2% в 2018 году). А в Россию приезжают в основном низкоквалифицированные рабочие, среди иммигрантов только 13–17% имеют высшее образование.
Конечно, образование образованию рознь. Однако среди задумавшихся о выезде большинство, похоже, люди с реальным образованием, которое будет востребовано в развитых странах (больше всего хотят ехать в Германию, резко ускорилась эмиграция в Израиль).
Опросы показывали, что за рубежом хотят работать около половины (!) российских ученых, топ-менеджеров, работников инженерных специальностей и врачей. Среди специалистов по искусственному интеллекту, дизайнеров пользовательского интерфейса и других цифровых талантов этот процент еще выше.
События последних лет резко стимулировали эмиграцию и эмиграционные настроения среди россиян. Количество желающих эмигрировать выросло вдвое: во время опроса Gallup 20% сказали, что готовы покинуть страну навсегда, в 2015-м потенциальных эмигрантов было 10%.
Возглавляет процесс молодежь. Некоторые исследования показывают, что большинство эмигрантов из России – люди трудоспособного возраста, до 34 лет. Опрос Левада-Центра в январе показал, что среди молодежи процент задумавшихся об эмиграции в 2,4 раза выше, чем в целом по стране: 41% против 17%.
Среди цифровых талантов, намылившихся за бугор, молодые люди в возрасте до 30 лет составляют уже 57%, обнаружили при опросе в Boston Consulting Group. В среде студентов (до 21 года) эта доля достигает 59%. А среди имеющих диплом вуза такую перспективу рассматривают 24% против 19% в группе со средним образованием. По сравнению с 2012 годом более чем в четыре раза увеличилось количество уезжающих с высшим образованием. А число тех, кто эмигрировал с ученой степенью, возросло вдвое.
Но усилия по наращиванию образовательного и научного потенциала в России не прекращаются. До 2024 года на нацпроект «Образование» планируется потратить 784,5 млрд руб. На высшее образование проектом бюджета, обсуждаемого сейчас в Госдуме, предлагается выделить в 2020 году 527,6 млрд, в 2021-м – 556 млрд и 562 млрд руб. в 2022 году. Получается, что значительная часть этих средств будет со временем «вывезена» эмигрантами.
У стран, теряющих население, возникает соблазн поставить заслон на пути эмигрантов, отмечают эксперты ВБ, но, как показывает практика, с экономической точки зрения такой подход неэффективен. России, стране, в которой уже пять лет падают доходы, скорее всего и не нужно такое количество образованных людей.
«Высококвалифицированные работники не всегда продуктивны в странах с низким доходом, – пишут эксперты ВБ. – На высокооплачиваемых рынках их продуктивность в значительной части определяется трудовой средой и другими обстоятельствами. Ограничение миграции снижает желание людей накапливать человеческий капитал».
комментарии(0)