Фото Dursun Aydemir/Anadolu Agency/Getty Images
Президент России Владимир Путин в интервью телеканалам RT Arabic, Sky News и Al Arabiya заявил, что у Москвы «никакой радости не вызывает» приближение инфраструктуры НАТО к границам РФ. Он подчеркнул, что Россия видит угрозу в приближении НАТО к своим границам.
«Мы всегда это чувствовали, всегда об этом говорили», – сказал президент России. По его словам, Москве отвечали, что «ничего страшного нет», так как НАТО уже не военная организация и носит неагрессивный характер. При этом Путин заметил, что устав Североатлантического альянса не менялся, а потому это в первую очередь все еще военный блок.
Незадолго до российского лидера опасения по поводу активности НАТО выразил президент Белоруссии Александр Лукашенко. На недавнем саммите глав государств СНГ в Ашхабаде он заявил, что ему и Путину надо думать, как обезопасить свои страны в связи с учениями альянса в Польше.
Симметричные опасения выражаются на Западе по поводу инициированных Россией межгосударственных объединений на постсоветском пространстве. Сколько бы Москва ни повторяла, что ни СНГ, ни Евразийский экономический союз (ЕАЭС) не являются реинкарнацией СССР, за пределами этих альянсов в том же ЕАЭС видят попытку восстановления Россией Советского Союза, держа в уме давнее заявление Владимира Путина о крушении СССР как о величайшей катастрофе. Пусть это восстановление и происходит в усеченном виде. И приглашение российского лидера коллег, собравшихся в Ашхабаде под эгидой СНГ, на неформальную встречу глав государств ЕАЭС 20 декабря в Санкт-Петербурге – «обсудить текущие дела, мировые процессы, сверить часы», было расценено именно в таком ключе: Москва всячески играет на усиление притяжения бывших советских республик.
В эти опасения Запада, кстати, гармонично вписываются алармические заявления отставных американских дипломатов в Тбилиси, наговоривших тезисов о том, что даже чисто визуально (!) в Грузии заметно усиление российского влияния. После чего, собственно, прозападная оппозиция и устроила в Тбилиси русофобские выступления, приведшие к остановке регулярного авиасообщения между Россией и Грузией. Впрочем, и российская сторона в «предъявлениях» к Западу отличилась чрезмерным вниманием к предложению экс-генсека НАТО к Грузии рассмотреть вариант вхождения в альянс без Абхазии и Южной Осетии.
При пристальном же изучении дел может оказаться, что взаимные опасения Запада и России преувеличены, во всяком случае сейчас. Дееспособность «пугающих альянсов» сомнительна. СНГ уже давно считается аморфным образованием. Эффективность Содружества сводится к принятым на заре его создания общим тарифам в ряде сфер, а также к дискуссионной площадке, на которой, правда, кроме общих обтекаемых выступлений можно услышать разве что какие-то взаимные претензии членов Содружества. Много взаимных нареканий и в формате ЕАЭС, хотя лидеры стран, входящих в союз, в своих даже самых острых выступлениях отмечают, что плюсов от членства все-таки больше, чем минусов.
Военная операция Турции в Сирии стала лакмусовой бумажкой состояния дел в НАТО. Если это не игра на публику, то большинство участников блока просто в шоке. США угрожают обвалить турецкую экономику. Другие натовцы протестуют, третьи заявляют о прекращении поставок вооружений Анкаре. Если же вспомнить о взаимных претензиях США и Европы по внутриальянсным делам, то напрашивается вывод, что НАТО переживает далеко не лучшие времена.
Словом, в нынешнем своем состоянии все эти организации вряд ли могут являться серьезными геополитическими угрозами. Но остаются взаимными раздражителями и факторами усиления недоверия. В таком свете актуализируются раздающиеся на форумах и конференциях призывы к мировым политическим центрам – сформировать новую повестку миропорядка взамен теряющих силу и становящихся совсем уж условными Хельсинкских соглашений 1975 года.
комментарии(0)