Фото агентства городских новостей "Москва"
«Единая Россия» (ЕР), а точнее, член бюро ее высшего совета Владимир Плигин предлагает рассмотреть вопрос о том, чтобы вернуть партиям возможность создавать избирательные блоки. На первый взгляд это может быть воспринято как добровольная помощь оппозиции. В российской политике уже очень долгое время доминирует одна элита, а ЕР ее представляет. Эту элиту неоднократно призывали взять на себя ответственность шире бесконечного продления собственного мандата и создать в стране работающую политическую систему.
Однако в последние годы правящая элита не слишком горела желанием устраивать аттракционы политической щедрости. Cоперника нужно было смять, а не интегрировать. Отсюда подавляющее большинство за Владимира Путина на президентских выборах и конституционное большинство у ЕР в Госдуме. Нет у власти особого доверия и к уже вписанной в систему парламентской оппозиции. Выборы последних лет показали, что кандидаты от КПРФ и ЛДПР не всегда готовы играть по правилам, могут заключать тактические союзы с такими противниками власти, как Алексей Навальный. Сам Путин на большой пресс-конференции в декабре 2017 года сказал, что выступает за конкурентную политическую среду, но вовсе не обязан сам себе создавать соперников.
Вот и предложение вернуть избирательные блоки, исходящее от «Единой России», вряд ли стоит считать игрой в поддавки, симптомом пробуждения чувства ответственности за страну и ее политическую систему. ЕР неправильно называть правящей партией. Она скорее инструмент осуществления власти правящей элиты. Конституционное большинство позволяет использовать этот инструмент эффективно. Однако ни один соцопрос не обещает ЕР, что она сохранит такое большинство. Это означает необходимость тактических союзов с системной оппозицией, которая чувствует слабость партии власти и может выторговывать себе привилегии и бонусы. Поэтому избирательный блок – один из возможных способов, при помощи которых сама власть может сохранить конституционное большинство.
С кем именно может блокироваться ЕР? Почти с кем угодно. ЕР – не идейная, а технологическая партия, в нее входят и левые, и консерваторы, и православные патриоты, и либералы-рыночники. Блок нужен, чтобы дать простой результат, а не установить господство некой политической идеи или интересов какого-то конкретного класса. Если, готовясь к парламентским выборам – 2016, власть признает, что бренд ЕР токсичен, может появиться избирательный блок под новым названием.
Может ли непарламентская оппозиция все-таки извлечь из этого пользу для себя? Пожалуй, хотя барьер прохождения в Госдуму для блока должен быть выше, чем для отдельной партии (условные 7% вместо нынешних 5%). Тем не менее у партий, набирающих 1–3%, появится шанс провести в парламент хотя бы нескольких депутатов. На несистемном фронте это даст преимущество Навальному перед Михаилом Ходорковским. Именно Навальному, стороннику тактических союзов, будет проще проявить себя в такой среде, чем Ходорковскому, все чаще выступающему за чистоту рядов.
При этом сугубо техническому блоку власти может противостоять такой же технический, а не идейный и не классовый оппозиционный блок. Вне зависимости от успеха последнего такие выборы будут лишены актуальной социально-экономической повестки, они с большой долей вероятности станут очередным противостоянием из серии «за Путина или против». Формально разрешение создавать блоки – плюс для демократии. На практике же примитивизация политпроцесса и прогрессирующее разочарование в нем граждан могут лишь усилиться.
комментарии(0)