Фото Павла Сарычева\НГ-Onliner
1 октября 1949 года Мао Цзэдун с трибуны площади Тяньаньмэнь объявил о создании Китайской Народной Республики. С этой даты начинается отсчет одного из самых бурных периодов в истории Поднебесной. КНР 70 лет назад была слабой страной, где царила нищета. Те ее граждане, кто родился в юбилейный год, пережили пору политического хаоса, массовых репрессий, нехватки продуктов питания, а потом стали свидетелями быстрого экономического роста и подъема благосостояния населения.
О переменах могут дать представление такие данные. Семь десятилетий назад подавляющее большинство китайцев жило в деревне и только примерно 10% из них – в городах. Ныне около 60% населения – горожане. Мегаполисы возводились стремительными темпами.
Представители власти, да и значительная часть граждан, почитают Мао как великого вождя, несмотря на то что во время его правления десятки миллионов людей умерли от голода и миллионы стали жертвами беззаконных преследований. Заслуга в преодолении разрухи и последствий культа личности принадлежит Дэн Сяопину, который более 30 лет назад провозгласили курс на радикальные экономические реформы и открытость внешнему миру. Ныне КНР – мощная мировая держава, вторая после США по размерам экономики.
Однако к юбилею КНР подошла на фоне беспрецедентных вызовов, которые ставят под угрозу воплощение «мечты о возрождении китайской нации», сформулированную председателем КНР Си Цзиньпином. Темпы роста экономики снизились. В 2007-м рост ВВП составил 14,2%, в прошлом году – 6,6%. Последние данные Госстата говорят о том, что тенденция к замедлению сохранится. Экстенсивная модель развития себя исчерпала. Руководство КНР провозглашает, что справиться с этим явлением нужно через усиление рыночных начал, увеличение внутреннего потребления, поощрение инноваций.
Тем не менее благодаря проводимому генсеком курсу на укрепление роли Компартии во всех сферах, в том числе и в частных фирмах, контроль государства над экономикой усилился. Это ставит под вопрос претензию КПК о том, что китайская модель развития подходит другим странам. Во всяком случае, России она вряд ли подходит.
К тому же резко ухудшилась внешняя среда для той части промышленности, которая ориентирована на экспорт. Торговая война с США привела к закрытию многих фирм, поставлявших в Америку огромный ассортимент товаров – от обуви и одежды до айфонов и компьютеров. Ряд американских компаний, работавших на китайском рынке, стали из-за войны пошлин и удорожания китайской рабочей силы переводить производство в бедные страны или даже возвращать активы в США.
Обострились политические отношения с Западом. При Дэн Сяопине Пекин следовал заповеди скрывать свои силы, не претендовать на возвышение Китая. При Си Цзиньпине Пекин заговорил о восстановлении величия Китая на международной арене, стал противостоять США на Тихом океане. В Вашингтоне восприняли эту политику как покушение на статус Америки как доминирующей державы.
Ответ США заключается в том, чтобы не дать возможность Китаю стать лидером в высоких технологиях, добившись разрыва производственных цепочек между китайскими и западными компаниями. Одновременно США усилили дипломатическое и военное давление на Пекин. Тайваню поставляются истребители и другая военная техника. В СМИ и на международных форумах развернута кампания в поддержку демонстрантов, защищающих автономию Гонконга.
Как ответить на эти вызовы? Си Цзиньпин не может передать решение задачи постоянному комитету Политбюро ЦК КПК. Ведь последний съезд партии возвел его почти на такой же пьедестал, на котором стоял Мао. Значит, Си и придется искать выход из сложной ситуации.
комментарии(0)