0
5118
Газета От редакции Печатная версия

17.09.2019 19:29:00

О доверии к медиа в эпоху постпропаганды

Главным становится не источник информации, а сама информация

Тэги: опрос, фом, медиа, телевидение, информация


опрос, фом, медиа, телевидение, информация Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел опрос, посвященный выбору источников информации, и его результаты сложно назвать неожиданными. Телевидение постепенно теряет аудиторию. Лишь 64% опрошенных ответили, что получают информацию и узнают новости из телевизора. Даже по сравнению с январем с.г. эта доля снизилась на 7%. Если же считать последние семь-восемь лет, то зрителей у теленовостей стало меньше на треть: в 2011 и 2012 годах ТВ называли главным источником информации 92% респондентов. За это время доля тех, кто узнает новости в соцсетях или на интернет-сайтах, наоборот, выросла в два раза.

Интернетизация общества кажется неизбежной, и неугасимое желание силовиков во власти контролировать Сеть во многом обусловлено именно этим. Одновременно многие семьи, особенно молодые, вообще не держат дома телевизор. Еще 15–20 лет назад это сложно было себе представить. В такой среде кажется анахроничным, утратившим актуальность другой вопрос социологов ФОМ – о доверии тому или иному источнику информации. В 2015 году 63% опрошенных отвечали, что доверяют телевидению. В 2019-м – лишь 35%. За четыре года доверие к форумам, блогам и соцсетям выросло с 4 до 13%. Но куда показательнее доля 29%. Именно столько опрошенных заявили ФОМ, что нет источников информации, которым бы они доверяли больше остальных. В 2015 году таких людей было 16%.

Социолог и философ Маршалл Маклюэн стал в свое время автором популярного афоризма: «Медиа – это месседж». Эту фразу понимали по-разному. Так или иначе она прекрасно описывала роль медиа в эпоху пропаганды. Форма передачи сообщения действительно нередко бывала (и все еще бывает) важнее самого сообщения. Отсюда и происходит «доверие к источнику информации». Телевидение обладало такой притягательной, смыслообразующей силой, что любой месседж, переданный с голубого экрана, мог восприниматься как правда, единственно верная интерпретация, побуждение к действию. Телецентр стал важнейшим объектом, который нужно было захватить, совершая государственный переворот.

Российская власть по-прежнему и во многом мыслит категориями эпохи пропаганды и ориентируется на аудиторию, которая также существует в этой системе координат. Поэтому ни один несистемный оппозиционер не получает возможности прямо высказать свои суждения на ТВ. И 35% людей, доверяющих телевидению, податливых на его магию, – это по-прежнему много. Но тенденция такова, что эта аудитория не растет. Она сокращается, размывается, в ней зарождается сомнение.

Эпоху, в которой мы живем, можно назвать эпохой «пост». Постирония – это когда невозможно понять, серьезен автор месседжа или нет. Он может быть серьезен и ироничен одновременно. Постправда – это когда даже заведомо ложное сообщение, статистический обман, передергивание фактов все равно сохраняет силу аргумента и влияет на чью-то репутацию просто из-за навязчивого, вирусного распространения в Сети.

Точно так же можно говорить и о постпропаганде. Для того чтобы продвигать свою точку зрения, власти вовсе не обязательно контролировать ТВ и захлопывать Интернет. Иллюзия – думать, что человек, пересевший из кресла у телевизора в кресло у компьютера, автоматически перестает голосовать за Путина и начинает поддерживать Навального или Ходорковского. «Охранителей» в Сети не меньше, чем «либералов», просто голоса последних слышны (в отличие от ТВ).

«Месседж – это медиа» – такой, наверное, должна быть мантра самого нового времени. Конкурируют не источники информации, а современно выстроенные, правильно поданные сообщения, пусть даже и в духе постправды, когда ошибка, выдумка, заведомая ложь может значительной частью аудитории восприниматься как факт, даже если опубликованы опровержения. Опросы о доверии медиа уходят в прошлое. Актуальнее опросы о том, что люди считают фактами, а что – нет. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Рост цен идет как по маслу

Рост цен идет как по маслу

Анастасия Башкатова

Некоторые продукты дорожают на десятки процентов в годовом выражении

0
4653
Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Михаил Сергеев

Социологи зафиксировали увеличение трудовой нагрузки

0
5345
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
5688
В Берлине началась охота на "Альтернативу для Германии"

В Берлине началась охота на "Альтернативу для Германии"

Олег Никифоров

Правых популистов хотят убрать с политической сцены ФРГ

0
4062

Другие новости