Иллюстрация pixabay.com
Поставив крест на Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), президент США Дональд Трамп поручил своему окружению в лице помощника по национальной безопасности Джона Болтона, госсекретаря Майкла Помпео и шефа Пентагона Марка Эспера разработать меры для «новой эры» контроля над вооружениями. Для начала они предлагают включить в соответствующее соглашение больше стран и систем вооружений («все оружие, все боеголовки и все ракеты», по словам Трампа) и призывают Россию и Китай присоединиться к усилиям США по продвижению такой повестки.
На первый взгляд более масштабное соглашение о контроле над ядерными вооружениями с Россией и Китаем может показаться многообещающим. Но, как пишет National Interest (NI), администрация Трампа не способна вести переговоры о таком далеко идущем и сложном соглашении. Его разработка и подписание заняли бы годы, даже если бы все стороны были в этом заинтересованы. Но в Китае такую идею отвергли наотрез.
Пекин утверждает, что располагает лишь сравнительно небольшим арсеналом ядерного оружия для сдерживания. Хотя Разведывательное управление Минобороны США прогнозирует, что уже в следующем десятилетии Китай, «по всей вероятности, как минимум удвоит ядерный арсенал». Пока же на США и Россию по-прежнему приходится свыше 90% мирового ядерного оружия. По данным неправительственной Ассоциации по контролю над вооружениями, у США насчитывается 6185 боеголовок, у России – 6490, а у Китая – около 290. Эти цифры включают как стратегические боеголовки, оговоренные Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), так и тактическое оружие, а также боеголовки, снятые с вооружения в ожидании утилизации.
Вместе с тем приверженность Трампа новым соглашениям вызывает вопросы, учитывая общий скепсис его администрации по проблемам контроля над вооружениями. Поэтому важным шагом должна стать договоренность о продлении ключевого на сегодня СНВ-3, срок которого истекает в феврале 2021 года, что будет достаточно сложно. Если этот договор перестанет действовать, предупреждает NI, сами американцы лишатся оговоренных в нем верификаций, обмена данных и уведомлений, которые дают представление о ядерных силах России. «Какой бы хорошей ни была разведка США, ничто не заменит возможность увидеть все вживую», цитирует издание главу Стратегического командования США, генерала ВВС Джона Хайтена.
Беда в том, что в Белом доме, похоже, доминируют другие настроения. Судя по последним заявлениям Болтона, СНВ-3 вряд ли будет пролонгирован, хотя окончательное решение до сих пор не принято. Противником его продления является и новый помощник Трампа по делам Европы и России Тим Моррисон, сменивший на этом посту Фиону Хилл. По его словам, президент США скорее всего определится с судьбой договора только в 2020-м. В общем, затянуть срок продления СНВ-3, прикрываясь тупиковыми переговорами по трехстороннему контролю над вооружениями, было бы вполне в стиле Болтона.
Тем временем из Москвы не перестают звучать призывы к Вашингтону еще до начала предвыборной гонки в США, начать предметные переговоры о продлении СНВ-3, по которому у России и США должно остаться до 1550 единиц ядерных боезарядов и до 700 носителей. «Было бы еще более тяжелым ударом по системе международной безопасности, если бы СНВ не удалось продлить на период после 5 февраля 2021 года, – заявил замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков на минувшей неделе. – Продление возможно не только на пять лет, но и на более короткий срок».
комментарии(0)