0
3937
Газета От редакции Печатная версия

07.08.2019 18:13:00

Университетский лифт работает со скрипом

Высшее образование не догма, а средство устроиться на работу

Тэги: высшее образование, болонская конвенция, трудоустройство, университетское образование, фрагментация


высшее образование, болонская конвенция, трудоустройство, университетское образование, фрагментация Фото Pixabay.com

Летом 1999 года 48 стран подписали так называемую Болонскую конвенцию – «с целью создания единого европейского пространства высшего образования». Россия присоединилась к болонскому процессу в сентябре 2003 года. Итак, прошло 20 лет (для России – 16)...

На протяжении последних 15 лет, согласно опросу ВЦИОМа, высшее образование служит для россиян преимущественно инструментом для успешного трудоустройства (48% в 2004 году и 44% в 2019 году). Но при этом за последние 11 лет сторонников точки зрения, что высшее образование сопутствует успешной карьере, стало заметно меньше (76% в 2008 году и 58% в 2019 году).

Эти данные отнюдь не выбиваются из мировой тенденции. Так, численность студентов, обучающихся по программам высшего образования, в расчете на 1000 человек населения в России в 2010 году составляла 65 человек; в 2016 году – 46 человек. В США этот показатель соответственно 66 и 60; в Швеции – 49 и 43. В странах с высоким индексом развития человеческого капитала (Швейцария, Германия, Ирландия, Норвегия), этот показатель или слабо растет, или остается стабильным. Исключение – Голландия: 39 студентов на тысячу населения в 2016 году и 49 – в 2016 году. 

Впрочем, инициаторы болонского процесса, похоже, и рассчитывали на такой эффект. Возник новый тип университета – enterprising university. Главный девиз такого учреждения – «привлекательность на рынке образовательных услуг». Неслучайно как раз в начале нового тысячелетия высшее образование было включено в перечень услуг GATS (General Agreement on Trade in Services) Всемирной торговой организации. Таким простым приемом государство облегчало свою «зарплатную ведомость», вычеркивая из нее академическую науку и высшее образование.  Отсюда и нынешняя ответная реакция общества.

Парадоксальным образом современное представление россиян о значении высшего образования коррелирует не с заявленной в Болонской декларации миссией университета-супермаркета – «Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям», – но с концепцией классического университета: «Университеты не для того нужны, чтобы научать людей тому, что позволит им тем или иным образом заработать на жизнь. Их задача – выпускать не умелых юристов, врачей или инженеров, но способных и культурных людей» (Джон Стюарт Милль, 1867).

Российская специфика добавляет свои нюансы. В частности, стремление регламентировать все и вся приводит к фрагментации университетского образования. Оно расслаивается на подвиды-мутанты: недовысшее (бакалавриат); высшее (специалитет); высшее высшее (магистратура); выше высшего (аспирантура)… Университет-супермаркет! А глава Миннауки Михаил Котюков заявляет, что обсуждается возможность введения в РФ ученой степени Doctor of Philosophy (PhD): «Оставить нашу традиционную систему и, может быть, ввести возможность степени PhD, которая в большей степени учитывает управленческие и организаторские компетенции в науке...»

Оставляя за скобками содержание высшего образования, бюрократия продолжает играть в индикаторы. В минувший вторник Миннауки предложило внести новые изменения в ключевые показатели эффективности деятельности университетов. По данным министерства, Москва и Санкт-Петербург собрали 25% всех российских студентов. Поэтому для более сбалансированной оценки KPI изменяются категории университетов. Вместо трех групп (федеральные, национальные исследовательские и обычные) они будут разделены по географическому признаку: университеты Москвы и Санкт-Петербурга и все остальные.

Хорошо бы при этом не забывать цель – ради чего это делается. Ведь сверхусилие в сочетании с забытой целью – это фанатизм. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
11906
Рынок труда устал от юристов и экономистов

Рынок труда устал от юристов и экономистов

Елена Герасимова

Педагоги и технари – в восходящем тренде высшего образования

0
8200
Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

Елена Герасимова

От перестановки экзаменов качественный состав абитуриентов вряд ли изменится

0
10025
Минобрнауки создает рейтинг кадровой востребованости

Минобрнауки создает рейтинг кадровой востребованости

Елена Герасимова

Качество учреждений высшего образования предлагают оценивать по трудоустройству выпускников

0
10748

Другие новости