Фото Pixabay.com
Со дня объявления национальных целей развития РФ прошло уже больше года. Глава государства говорит, что страна концентрирует административные и финансовые ресурсы для прорывного развития и подъема уровня жизни граждан. Но пока официальная статистика не видит ничего подобного – ни концентрации ресурсов, ни прорывного развития, ни роста уровня жизни. Более того, для многих национальных целей до сих пор не сформулированы даже самые базовые критерии и показатели. А финансирование национальных проектов идет хуже, чем исполнение бюджета в среднем. Пока делать вывод о неудаче политики национальных проектов еще слишком рано. Ведь положение может измениться к лучшему ближе к 2024 году. Однако признаков такой тенденции пока не наблюдается.
Пробуксовку нацпроектов, в частности, регулярно фиксирует Счетная палата (СП). В первой половине года расходы не осуществлялись по 9 из 76 федеральных проектов, отмечают аудиторы. Еще несколько нацпроектов исполнены за полгода на уровне около 10–12% от годовых показателей. Так, уровень расходов по нацпроектам «Цифровая экономика», «Экология» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» находится в интервале от 8 до 12% на начало июля.
Вообще не финансируются федеральные проекты «Логистика международной торговли» и «Экспорт услуг», которые включены в нацпроект «Международная кооперация и экспорт». Не начато финансирование проекта «Европа – Западный Китай», который является частью Комплексного плана развития магистральной инфраструктуры (который условно называют 13-м нацпроектом).
Отсутствие сколько-нибудь осязаемых результатов нацпроектов может стать политическим фактором из-за разочарования населения. Не случайно президент предупреждал чиновников, что нельзя подменить исполнение нацпроектов «пустыми бюрократическими отчетами и формальным закрытием поручений». Исполнение нацпроектов, по словам Владимира Путина, должно обеспечить «реальные позитивные изменения в жизни каждого человека, каждый российской семьи». «Для нас важно именно это, важен результат и видят ли люди, что города, например, и поселки становятся уютными и комфортными, строятся ли новые дороги, в лучшую ли сторону меняется работа детских садов, школ, больниц, социальных учреждений в целом, социальные и муниципальные услуги можно ли получить удобно и без очереди – вот что важно», – объяснял президент РФ. Однако аудиторы СП указывают, что в едином плане правительства по достижению национальных целей нет конкретных мероприятий с указанием сроков их выполнения и ожидаемых результатов.
При этом нужно учесть и тот факт, что правительство РФ уже три года проводит политику сокращения государственных расходов. И результаты этой политики, так или иначе, касаются каждого жителя страны. Вряд ли можно представить, что при общем сокращении финансирования в лучшую ли сторону меняется работа детских садов, школ, больниц, социальных учреждений в целом. То есть положительный эффект от нацпроектов (если и когда он будет заметен) наложится на негативный эффект по крайней мере трехлетнего сокращения госрасходов.
Независимые экономисты подсчитали, что в реальном выражении госрасходы в первую половину года в период 2016–2019 годов были почти на 12% меньше, чем аналогичные показатели за 2012–2015 годы. Иными словами, уже три года в стране накапливается недофинансирование тех сфер, где нацпроекты должны в будущем улучшать ситуацию. И заметят ли граждане в будущем эти улучшения после ухудшений 2016–2019 года – большой вопрос. Весьма вероятно, что в 2019 году граждане так и не увидят осязаемых результатов исполнения национальных проектов и движения к объявленным национальным целям.
комментарии(0)