Фото pixabay.com
В пятницу мир окажется на пороге новой гонки вооружений. Исторический Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), подписанный Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом в 1987 году и положивший конец холодной войне, утратит силу.
В такой ситуации не может не волновать судьба единственного из действующих масштабных соглашений по контролю над вооружениями – Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), заключенного Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в 2010 году в Праге. До истечения срока действия СНВ-3 остается полтора года, и предусмотренное в нем продление на пять лет, до февраля 2026-го, необходимо для того, чтобы выиграть время для согласования дальнейших шагов в этой сфере.
Однако договор, судя по заявлениям помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, вряд ли будет пролонгирован. Хотя окончательного решения по этому вопросу в Вашингтоне пока не принято. По словам Болтона, СНВ-3 с самого начала был ущербным, так как не охватывал тактическое ядерное оружие малого радиуса действия и современные российские системы доставки. Кстати, на недавних слушаниях в Конгрессе новый глава Пентагона Марк Эспер тоже указал, что Договор СНВ должен включать весь ядерный потенциал России, в том числе и нестратегические ядерные заряды.
Перспективы сохранения СНВ-3 следует расценивать как весьма мрачные, считает профессор Колумбийского университета Роберт Легвольд. «Крах ДРСМД по причинам, на которые ссылаются США, подлил масла в огонь, став предлогом для Конгресса отказаться рассматривать возможность продления действия Договора СНВ-3», – пояснил он. По мнению же замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, американцам, по крайней мере влиятельной части их политической элиты, не нужны вообще договоренности в сфере контроля над вооружениями. «Они мешают США реализовывать концепцию тотального военного доминирования во всех средах, – сказал он в одном из интервью. – Видимо, эти элиты пришли к выводу, что сейчас есть возможность с учетом экономического, технологического потенциала США сделать решающий рывок в разных сферах…, чтобы гарантированно обеспечить себе на длительное время вперед позиции военного гегемона».
Впрочем, президент Дональд Трамп с присущим ему энтузиазмом заявил, что США и Россия придут к соглашению в сфере контроля над вооружениями. «Мы собираемся в итоге заключить сделку с Россией», – сказал он телеканалу С-Span. Причем ядерное соглашение, которое обеспечивало бы реальную безопасность для США и их союзников, он видит трехсторонним – между США, РФ и Китаем. Интерпретировать слова Трампа – дело весьма неблагодарное, учитывая, что в период его президентства Вашингтон покидает один договор за другим. С другой стороны, лидер США обожает громкие заявления. Он уже обещал, что помирит палестинцев с израильтянами, но сдвигов в разрешении ближневосточного конфликта так и не видно.
Как бы то ни было, похоже, что сценарий уже запущен по второму кругу. Как и в случае с ДРСМД, Вашингтон создает две информационные реальности – для прессы и законодателей. СМИ будут утверждать, что Россия саботирует заключение нового договора, потому что, например, не хочет включать в него свой оперативно-тактический ядерный потенциал. А в Конгрессе будут объяснять нежелательность ограничивать себя двусторонним договором с Москвой из-за бесконтрольного наращивания Пекином своего стратегического ядерного потенциала.
В общем, для разработки и заключения нового договора о контроле над вооружениями, который заменил бы ДРСМД и СНВ-3, при нынешнем плачевном состоянии российско-американских отношений понадобится колоссальная политическая воля сторон. На практике таковая пока не ощущается.
комментарии(0)