Фото pixabay.com
Турция, принявшая решение закупить у РФ зенитную систему С-400, рискует выбыть из программы использования истребителей-бомбардировщиков 5-го поколения F-35. Жесткая позиция США по данному вопросу обусловлена самой концепцией этого проекта. К примеру, отказ Анкары от F-35 в пользу Су-57 практически невозможен, поскольку это в конечном итоге повлечет за собой и выход Турции из НАТО.
Прежде всего стоит напомнить, что к настоящему времени российский многофункциональный авиационный комплекс 5-го поколения (или авиационная площадка) пребывает в состоянии прототипа. Конечно, военные чины Минобороны РФ расхваливают самолет, говорят о высокой степени его готовности к серийному производству, но, как выяснилось, до совершенства Су-57 далеко. Пока можно говорить, что в будущем он перекроет показатели F-35 и F-22. Распоряжение президента РФ Владимира Путина о создании к 2028 году 76 самолетов Су-57 экспертами оценивается как очень трудновыполнимое из-за отсутствия у РФ средств, необходимых для доведения этой машины до уровня пятого поколения, и потому, что нет за рубежом желающих инвестировать в него. Собственные возможности Минобороны РФ косвенно подтверждает сравнительными данными, из которых следует, что, например, в 2019-м бюджет Пентагона в 15 раз превышает затраты Минобороны РФ.
Американцы свои амбиции – создать универсальную машину, способную выполнять функции истребителя, фронтового бомбардировщика и штурмовика, обкатали на F-22. Естественно, из этого ничего не получилось. В настоящее время произведено 187 серийных машин данного типа, а их задача ограничена функциями истребителя. Производство F-22 было остановлено, сказалась непомерная дороговизна проекта. Пентагон предпочел другую более экономичную авиационную площадку – F-35. И на этот раз создать универсальную ударную машину не получилось, он, по сути, стал фронтовым бомбардировщиком-невидимкой с расширенными возможностями.
Но сама основа проекта F-35 – значительно шире, чем это выглядит на первый взгляд. Ее зачастую рассматривают как концептуально новый подход к завоеванию мирового рынка вооружений. Во-первых, изначально в качестве инвесторов производства этой платформы привлекались не только заинтересованные американские государственные и частные структуры, но и иностранные государства – потенциальные приобретатели самолета. В этот клуб приняли далеко не всех, а только те страны, которые Вашингтон рассматривает как своих наиболее надежных военно-политических союзников. Во-вторых, для изготовления комплектующих для F-35 и даже конечной сборки также были привлечены страны, участвующие в проекте. Сейчас произведено около 400 машин, всего планируется изготовить примерно 3,5 тыс. В избранном клубе оказались кроме самих США Канада, Великобритания, Израиль, Италия, Австралия, Япония, Норвегия, Южная Корея, Голландия, Бельгия, Дания и Турция. С последней возникли у Вашингтона некоторые трудности, которые, впрочем, многими экспертами оцениваются как преодолимые.
Американские издания, специализирующиеся на освещении военных проблем, не раз публиковали материалы, посвященные проектам Пентагона, связанным с F-35. Эта платформа в свое время рассматривалась как составляющая стратегии молниеносного глобального удара (Prompt Global Strike). Затем была выдвинута идея использовать F-35 в так называемой мобильной системе ПРО. И наконец, данная платформа рассматривается как единая в том смысле, что все самолеты F-35 (независимо от того, кому они принадлежат) имеют программное обеспечение, позволяющие объединить их единой системой управления, следственно, эта платформа выглядит как инструмент жесткой военной консолидации союзников вокруг США.
комментарии(0)