Фото сайта cikrf.ru
Председатель Центризбиркома Элла Памфилова не раз заявляла, что муниципальный фильтр (сбор подписей местных депутатов кандидатами в губернаторы для своей регистрации) в его нынешнем виде подрывает политическую конкуренцию. И что изначально заложенная в этот фильтр функция – отсеивать перед выборами явных маргиналов, экстремистов и криминальных элементов – превратилась в политтехнологию. С ее помощью партия власти, дескать, подбирает себе наименее опасных соперников.
Правда, Памфилова, как известно, не смогла убедить руководство страны в том, что муниципальный фильтр следует хотя бы основательно модифицировать. Несмотря на договоренности, достигнутые оппозиционными партиями и «Единой Россией» под присмотром администрации президента, этот избирательный барьер в 2019 году ослаблен не был. Федеральный законодатель проблему приоритетной не посчитал, региональные власти призывы Памфиловой проигнорировали.
В принципе позиция правящей партии логична – она исходит из политической целесообразности. Однако только что стартовавшая избирательная кампания показала, что механизмы, регулирующие допуск кандидатов к бюллетеням, в извращенном виде применяют именно государственные структуры. И муниципальный фильтр, и требование о сборе подписей граждан, по сути дела, стали видом административного ресурса.
Таким образом, законную и в основном вменяемую оппозицию заставляют вступать в борьбу с госвластью. Но дело даже не в том, что шансы первой на победу над второй в такой схватке изначально ничтожны. Более опасным для политической стабильности является сам факт вынужденного перехода оппозиционеров на антигосударственные позиции. После чего у госорганов, особенно правоохранительных, срабатывают инстинкты – и давление на оппозицию возрастает. Получается замкнутый круг, с каждыми выборами подрывающий нормальный ход общественных процессов в стране.
Начавшаяся кампания показывает, что даже применение лазеек и ловушек, заложенных в законодательстве, уже отошло на второй план. Высокий процент подписей муниципалов и прочие трудности на пути их получения, жесткий механизм проверки автографов граждан после непростой процедуры их сбора – все это, собственно, и не нужно.
Гораздо проще, например, просто игнорировать попытки того или иного оппозиционера представить тем же муниципальным депутатам свои позиции и взгляды. Именно так произошло, скажем, с объявленным «Яблоком» кандидатом в губернаторы Петербурга Борисом Вишневским. Договариваться с кем надо он не захотел – и поэтому или наблюдает сплошь закрытые двери местных органов власти, или сталкивается с поголовным уходом их представителей на больничный.
Когда же кандидат выдвигается на улицы для сбора подписей избирателей либо стучится в их квартиры, то его ожидают вполне определенные последствия. Начиная с повышенного интереса полицейских патрулей и заканчивая фальшивыми сборщиками, постоянно перебегающими дорогу перед оппозиционерами. А между этими полюсами уже зафиксированы и попытки «засланных казачков» взять проходящие кампании под контроль, и внезапно затеянные по указанию местных чиновников массовые изменения адресов.
То есть все введенные с благими намерениями предвыборные фильтры, похоже, окончательно вышли за рамки закона. Кроме того, что госорганы, действующие незаконно, – это ситуация, недопустимая в правовом демократическом государстве, тут есть и более точечная, но тем не менее серьезная юридическая проблема. Если избирательное законодательство не то чтобы интерпретируется, а просто не берется в расчет, то тогда бессмысленно добиваться внесения в него тех или иных изменений. Ведь по принципу «своя рука – владыка» их точно так же будет легко и в очередной раз обойти.
комментарии(2)
0
Александр Жмыриков 08:30 19.06.2019
Кремлевские политтехнологи усыпляют бдительность власти результатами социологических опросов, проведенных методом простого социологического исследования. Однако при изучении электоральной ситуации в 8 субъектах РФ с помощью метода ПРОЕКТИВНОГО социологического исследования электоральных установок в трех субъектах РФ обнаружилась такая же структура готовности избирателей к голосованию, какая была в прошлом году во Владимирской области. Отсев соперников по подписям там не спасет ВРИО.
0
Александр Жмыриков 08:34 19.06.2019
Спасти властных кандидатов в этих субъектах может лишь замена имиджевых избирательных технологий на интегративные. Но мастерством интегративных технологий провластные политтехнологи не обладают. Кремлю остается либо срочно поменять ВРИО, как в Астрахани, либо нанять компетентных технологов не кремлевского пула.