Фото pixabay.com
Российское государство делает ставку на прорывное развитие, в том числе за счет масштабных инфраструктурных проектов. И таких «глобальных строек», которые должны бы ускорить экономический рост, в умах наших чиновников с каждым годом появляется все больше и больше. Проблема в том, что, обсуждая из года в год одни и те же проекты, тратя на их проработку бюджетные средства, мы в итоге не приближаемся к ним. Власти много говорят о необходимости «инфраструктурного рывка», но не совершают его, при этом бюджетные средства на «бумажные стройки» успешно расходуются.
Можно насчитать множество проектов, о которых власти много говорят последние годы. К примеру, одним из самых знаменитых «бумажных проектов» можно назвать проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва–Казань. Разговоры о нем ведутся с 2013 года. За это время стоимость стройки подорожала с 1 трлн руб. до 1,7 трлн руб., а протяженность маршрута сократилась: вместо строительства 790-километровой ВСМ Москва–Казань чиновники стали обсуждать строительство 300-километрового участка ВСМ Железнодорожный–Гороховец. Однако и эта идея не протянула долго. С этого года власти перекинулись на обсуждение необходимости строительства ВСМ Москва–Санкт-Петербург, несмотря на то что только на разработку документации по предыдущему проекту было потрачено несколько десятков миллиардов рублей.
Чиновники продолжают уверять, что ни один из этих проектов пока «не списан». «Я думаю, что в этом году будет принято решение», – обещал помощник президента РФ Андрей Белоусов. При этом он обращал внимание на тот факт, что проекты «Москва–Казань» или «Москва – Нижний Новгород» – «достаточно хорошо проработанные проекты, но сомнительные с точки зрения экономической эффективности из-за пассажиропотока», в то время как «Москва–Санкт-Петербург» «не вызывает сомнения с точки зрения пассажиропотока, но пока не проработан». Возникает вопрос: почему власти не могли оценить эффективность проекта до того, как выкинули на него миллиарды рублей?
Одной из приоритетных ранее была и концепция развития моногородов. Программа стартовала в 2016 году, однако закончилась на семь лет раньше срока – в начале 2019 года. В Счетной палате, анализируя ее итоги, признавали, что заявленных целей она так и не достигла. Так, отток кадров за время действия программы не прекратился. В итоге количество новых созданных рабочих мест в моногородах практически равнялось числу выбывших из городов квалифицированных работников или даже превышало его. «Анализ данных показал и снижение предпринимательской деятельности в моногородах за время программы. Число ликвидированных организаций превышало количество созданных, а из оставшихся многие не вели свою деятельность», – продолжали аудиторы. Мало того, отмечали в СП, даже та инфраструктура, которая появилась в моногородах за время действия программы, зачастую не использовалась.
С одной стороны, стремление властей развивать инфраструктуру и вкладывать в подобные проекты средства похвально, но то, как это делается, настораживает. Чиновники по многу лет обсуждают «перспективные проекты», списывают на них немалые суммы, а после с такой же легкостью продолжают обсуждать уже новые идеи и новые стройки, на которые будут тратиться уже новые суммы. И совершаются подобные «инфраструктурные метания» на фоне разговоров о нехватке бюджетных средств. То есть мы не можем себе позволить не повышать пенсионный возраст, не повышать НДС, но вполне можем позволить себе выкинуть пару десятков миллиардов на сомнительный проект.
Хочется заметить, что чиновникам, которые так рьяно сетуют на низкую финансовую грамотность населения, стоит задуматься о повышении собственного финансового образования. Ведь сложно представить себе россиянина, который будет так же легко, как наши чиновники, разбрасываться имеющимися у него деньгами. n
комментарии(1)
0
dlz 17:51 09.06.2019
Скоростная дорога нужна была до Урала, а никак не до Казани. Зачем она в городе, в котором еще недавно штрафовали за подзарядку мобильников на работе. Но на Урал ездят, как известно, не через Казань, а через Киров и Пермь. Прошлый ЧМ показал, что Питер - не город для массового туриста. В картинные галереи ходят отнюдь не все. Если уж и строить дорогу, то на курорты Черноморья. С переносом ЖД полосы от моря в горы, с высвобождением гигантских земельных участков под курорты. Вот где был бы эффект