Фото агентства городских новостей "Москва"
Подавляющее большинство россиян (64%) не одобряют систему единого государственного экзамена (ЕГЭ). Граждане считают ее неэффективной, коррупционной, говорится в материалах исследования фонда «Общественное мнение». При этом с 2005 года отношение к ЕГЭ постоянно ухудшалось. Напомним, что в 2019 году основной период ЕГЭ проходит с 27 мая по 1 июля. Сдают экзамены около 750 тыс. человек.
Результаты опроса выглядят парадоксально. Ведь ЕГЭ, как бы к нему ни относиться, один из немногих реально работающим социальных лифтов. Другое дело – куда и кого выносит этот лифт.
Еще один аргумент в пользу единого госэкзамена – устранение коррупционного фактора при поступлении в вузы: учащемуся достаточно набрать на ЕГЭ определенное количество баллов, которое гарантирует поступление в любой вуз… И вдруг – почти две трети населения страны против такого эффективного механизма. В чем дело? Тут возможно несколько объяснений.
Во-первых, по-видимому, «лифтовая» функция ЕГЭ сильно преувеличена – даже с высокими оценками далеко не все семьи могут позволить себе отправить сына или дочь учиться из Читинской области в Москву. Впрочем, даже из Подмосковья - в столицу. Когда уровень доходов граждан снижается уже шестой год подряд, никакие, самые эффективные социальные лифты не могут работать без скрипа.
Во-вторых, антикоррупционный потенциал ЕГЭ был нивелирован тем фактом, что коррупция при поступлении в вузы просто опустилась на один уровень ниже – в среднюю школу. Многочисленные коррупционные скандалы с победителями всероссийских и региональных предметных олимпиад – подтверждение тому. Неслучайно 39% опрошенных считают, что поступить в университет стало сложнее.
Граждане как бы разрываются между двух полюсов – возможностью дать своим детям высшее образование и запросом на справедливость. Отсюда – еще один результат: 71% считают, что прежняя система вступительных экзаменов позволяла гораздо объективнее оценить уровень знаний выпускников школ.
При этом, как это ни странно, похоже, что опрошенные, вынося свои оценки системе ЕГЭ, руководствуются именно патриотическим чувством. Они ведь понимают, что экономика страны фактически стагнирует, повышения уровня жизни ждать не приходится. За державу обидно! Причем негативная тенденция обнаруживается с небольшим временным лагом, как раз после введения обязательного ЕГЭ по всей стране. В реальную экономику и управление государством сейчас массово приходит поколение ЕГЭ. Возможно, безотчетно, но граждане устанавливают причинную связь между двумя этими процессами – неудовлетворенностью уровнем жизни и всеобщим ЕГЭ.
Чиновники уверяют, что ЕГЭ – это всего лишь новая, более демократичная, объективная и эффективная форма сдачи экзаменов. ЕГЭ, мол, это не зло, а просто не до конца доработанный инструмент. Но это как раз тот случай, когда форма определяет содержание. Видимо, содержание, сформированное этим «всего лишь инструментом», ЕГЭ, не может обеспечить благополучие населения. Об этом, кстати, на недавнем заседании рабочей группы по оценке креативности школьников заявил президент Российской академии наук Александр Сергеев: в настоящее время начальная школа не дает «основную часть человеческого капитала».
Весьма характерное заявление. Человек весьма сдержанный в своих высказываниях и оценках, Александр Сергеев на этот раз не сдержался и отметил «значительную деградацию» качества образования в вузах: «Мы же чувствуем, мы же работаем в институтах, мы же это видим – все хуже и хуже становятся выпускники».
Зато, по официальной статистике Минпросвещения России, средний балл на ЕГЭ неуклонно растет… А счастья в социально-экономическом смысле все нет.
комментарии(0)