Фото сайта pravmir.ru
Левада-Центр опубликовал данные опроса, посвященного протестной активности россиян. В сумме нельзя сказать, что она нарастает. В феврале этого года поучаствовать в «массовых выступлениях протеста» были готовы 26%, сейчас – 27%. Однако социологи подготовили более подробную картину и учли некоторые нюансы.
Так, 59% опрошенных по крайней мере слышали о выступлениях против строительства храма на месте парка в Екатеринбурге. Об акциях в Архангельске против строительства мусорного полигона Шиес знают 35%, а для 26% не новость протесты в Ингушетии, вызванные переносом границы с Чечней. Среди тех, кто внимательно следил хотя бы за одной из перечисленных акций, готовность участвовать в протестах выше средней: 39% против 27% среди всех опрошенных. Каждый третий «внимательный наблюдатель» говорит социологам, что там, где он живет, возможны выступления даже с политическими лозунгами, и он сам готов принять в них участие.
Все это показывает, что замерить протестную активность россиян в целом довольно сложно. Какова реальная готовность граждан участвовать в массовых акциях и чем она определяется? Например, вполне очевидно, что в декабре 2011 года в крупных российских городах эта готовность росла по мере того, как митинги и шествия стали разрешать. Согласование акций, как правило, предполагало и прорыв информационной блокады. Телевидение уже не могло замалчивать, например, многотысячные митинги в Москве. Граждане узнавали об этих событиях. Участие в них перестало считаться маргинальным, опасным делом, стало своего рода нормой.
Политический процесс неоднороден. Власть умеет посредством телевидения вытеснять на обочину оппозиционных политиков. Никто из них не раскручивается, многие несистемные деятели и вовсе лишены возможности прямо высказать свою точку зрения на ТВ. В любой момент оппозиционер может стать героем разоблачительного сюжета, который увидят миллионы. Новостные сюжеты, ток-шоу, специально подготовленные фильмы – все это призвано создать у зрителя ощущение, что власть критикуют в лучшем случае несерьезные люди, а в худшем – злоумышленники, которым ни в коем случае нельзя доверять.
В качестве инструмента пропаганды телевидение работает вполне эффективно. Если бы единственным двигателем политического процесса были партии, их лидеры и деятели, то этого оказалось бы достаточно. Однако есть и движение снизу. У перечисленных выше акций протеста изначально не было ни политической окраски, ни политического двигателя. Речь шла – и по большей части по-прежнему идет – о социальном недовольстве. На этом поле неизбежно появляются и политические игроки, если власть бездействует. Власть же не очень хорошо понимает, как ей действовать в условиях лишенного центра протеста среднего класса, который, возмущаясь, отстаивает свое право на участие в принятии значимых решений.
Результаты опроса Левада-Центра позволяют предполагать, что сама информация об акции социального недовольства, полученная из любого источника, способна убедить человека в том, что и он может, имеет право, не должен бояться и даже чувствует необходимость выйти на улицу. Ему легко отождествить себя с «простыми гражданами» в ситуации, когда никакого выраженного политического центра у протеста нет. Именно поэтому власти недостаточно пользоваться телевидением исключительно как инструментом антиоппозиционной пропаганды. Ей важно, чтобы и всю актуальную социально-политическую информацию граждане получали из телевизора. Это вчерашний день медиа, но в сегодняшнем и тем более завтрашнем власть чувствует себя очень некомфортно.
комментарии(1)
0
dlz 09:10 08.06.2019
Левада могли бы провести опрос, каким должен быть следующий президент. Встречают по одежке, провожают по уму. Это не фигура речи. Полагаю, большинство россиян ответит, что таким человеком должен быть блондин, бегло говорящий по-русски, хорошо и разносторонне образованный. Все нынешнее мужское окружение Путина является брюнетами. Воробьев не блещет умом. Дюмин по-русски говорит хуже, чем Никита Хрущев. Пока подходящая кандидатура не просматривается.