Фото сайта kremlin.ru
Закончился официальный визит президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Россию. Переговоры Владимира Путина с Рахмоном, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, были нацелены на дальнейшее выстраивание стратегического партнерства и союзничества. Он отметил, что «Таджикистан – очень важное государство» и развитию отношений с этой страной «президент Путин придает огромное значение». Если учесть, что Эмомали Рахмон в начале визита главной темой переговоров назвал положение таджикских мигрантов в РФ, можно предположить, что это стало условием Душанбе в ответ на союзнический проект Москвы.
Безусловно, визит президента Таджикистана важен для России, которая делает ставку на страны Средней Азии. И следует отметить, что отношения Москвы с этим регионом на фоне их отсутствия с Украиной, попытки выравнивания с Молдавией и непростой дружбы с Белоруссией выглядят вполне успешными. Это подтвердили недавний визит в Москву президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева и состоявшийся ранее – главы Узбекистана Шавката Мирзиёева. Но если визит в Москву Токаева был официальным, то статус его последующего визита – в Ташкент – повышен до государственного. Заместитель директора Института стратегических исследований при президенте Казахстана Санат Кушкумбаев объяснил «НГ» это тем, что «Узбекистан – не просто региональный сосед, а самая крупная страна-партнер для Казахстана в региональном контексте». Казахстан и Узбекистан – ведущие страны региона, возглавляют которые сильные лидеры.
Регион начинает набирать экономические обороты, развивает отношения с Китаем, активно общается с Евросоюзом. На днях президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков посетил с официальным визитом Германию. Он отметил, что в последние годы наблюдается активизация политических контактов между двумя странами и успешное финансовое и техническое сотрудничество. Ангела Меркель заявила о готовности Германии поддержать Киргизию.
В это же время Белоруссия и Казахстан отказались от закупки товаров с маркировкой «Сделано в Крыму», объясняя это сложной геополитической ситуацией, рассказал в интервью РИА Новости глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин. «К сожалению, основные программы АО «Российский экспортный центр» (поддержка продвижения наших товаров на внешние рынки) в Крыму не реализуются. В целях выхода на экспорт и продвижения крымской продукции предприятия вынуждены регистрироваться в других регионах», – заметил глава ТПП.
Подобные нестыковки членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не проходят мимо внимания среднеазиатских стран, остающихся вне объединения, – Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Вряд ли они вызывают желание интегрироваться в ЕАЭС.
Среднеазиатские лидеры отчетливо демонстрируют широту внешнеполитического кругозора, в котором нет места изоляционизму и подозрительному взгляду на контакты с Западом. Эти страны избегают конфронтации с США и Европой, аккуратно обходят острые углы санкционного давления на Россию, не признают Крым российским, проявляют сдержанность в оценках происходящего в Украине.
Вполне возможно, именно этот тип внешнеполитического поведения тормозит темпы интеграции этих стран в структуры ЕАЭС. Дополнительных «пряников» в руках Москвы явно недостаточно. Ликвидность и относительная предсказуемость западных рынков выглядят для многих стран региона более привлекательным ориентиром.
комментарии(0)