Графика pixabay.com
По свежим данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), сторонников онлайн-голосования в стране примерно столько же, сколько противников и сомневающихся. 47% опрошенных социологами ответили, что «безусловно» или «скорее» поддерживают идею голосования через Интернет на выборах – наряду с обычной процедурой волеизъявления с урнами и бюллетенями. 48% заявили, что готовы это попробовать. При этом 48% сомневаются в том, что онлайн-голосование нужно, или напрочь отвергают эту инициативу. 50% не стали бы голосовать через Интернет.
Среди скептиков и противников этой идеи, как сообщает ВЦИОМ, больше всего людей в возрасте 60 лет и старше, а также граждан со средним образованием. Они, как правило, считают, что при онлайн-голосовании возможны умышленные манипуляции и мошенничество, не верят в техническую надежность системы и сомневаются в сохранении анонимности. Опрос не позволяет узнать, что эти граждане думают по поводу манипуляций и мошенничества при традиционном подсчете. Молодежь и люди с высшим образованием, по данным ВЦИОМа, преимущественно поддерживают онлайн-голосование.
По сути, можно говорить даже не о двух крупных электоральных группах, а о двух типах избирателя. Первый тип – старшее поколение и люди без высшего образования. Характер их интеграции в экономические процессы часто делает таких людей зависимыми от социальных гарантий со стороны государства. Практика показывает, что они же – наиболее дисциплинированный электорат, воспринимающий голосование как гражданский долг, а выборы – как обязательный ритуал, даже (а может, и тем более) если их результат кажется предрешенным.
Второй тип – городская образованная молодежь, средний класс, «новая буржуазия». Они относятся к выборам проще – как к событию, в котором можно участвовать или не участвовать по желанию, настроению, обстоятельствам. Онлайн-голосование привлекает их удобством. Оно лучше вписывается в ритм их жизни. Выборы посредством Интернета – хорошая услуга в ряду других услуг. Это как приложение для мобильного телефона. Если можно совершать покупки, не выходя из дома, оплачивать счета и гостиницы, то почему нельзя и голосовать?
Важно понимать, что при введении онлайн-голосования скептически настроенный по отношению к нему электорат все равно будет участвовать в выборах. Эти граждане просто по старинке придут на избирательные участки, найдут себя в списке, возьмут бюллетени. Лишать их такой возможности, конечно, неправильно.
Задача, а точнее, возможная польза от онлайн-голосования – в другом. Речь едва ли идет о простом повышении явки за счет голосующей дистанционно молодежи. В конце концов, не всегда бывает понятно, кому и какая явка нужна. Иногда власти выгодно, чтобы на участки пришло меньше граждан, иногда – оппозиции.
Куда существеннее то, что молодые люди получают возможность участвовать в политике, фактически не отрываясь от гаджетов и ноутбуков. Это политика в формате user friendly. Консерватизм, нежелание менять устоявшиеся формы электоральных процедур чреваты тем, что будущее молодежи определяет старшее поколение. Молодые люди становятся заложниками выбора тех, кто руководствуется иными ценностями или хочет строить будущее, очень похожее на прошлое. Одно из возможных последствий этого – бунт молодежи, рост радикальных, революционных настроений. Они протестуют, потому что будущее выбирают за них.
Более сбалансированное представительство молодежи во власти, ее включение в системные политические процессы – шанс избежать революции. Это также шанс сделать повестку будущего адекватной реальному запросу тех, кому в этом будущем предстоит стать главными акторами.
комментарии(0)