Фото council.gov.ru
Президент РФ Владимир Путин подписал законы, вводящие крупные штрафы за распространение «опасных» фейковых новостей и публикацию материалов, в которых выражается неуважение к обществу, государству, органам власти, символам России и Конституции. Сетевые ресурсы будут обязаны удалять такого рода информацию. В противном случае Роскомнадзор сможет их заблокировать.
Подписанные главой государства законы в СМИ получили название «пакет Клишаса» – по фамилии одного из сенаторов, их разработавших. Сложно было ожидать, что президент отвергнет инициативу, которая прошла три чтения в Госдуме и утверждение в Сенате. Совет по правам человека «пакет Клишаса» раскритиковал. Нашлись у него противники и среди депутатов. Нельзя сказать, что парламент принимал эти законы, отвечая на какой-то настойчивый массовый запрос. Тем не менее нормы утверждены, вот-вот вступят в силу, следовательно, власти они нужны.
В современной России, как правило, репрессивные законы, предполагающие наказания за те или иные поступки или высказывания, не действуют автоматически. Это ружья, которые могут так и висеть на стене годами и не стрелять. Легко представить себе сайт, публикующий фейковые новости и не испытывающий даже при новом законе никакого давления, поскольку на него никто не жалуется в уполномоченные органы. Но возможна и другая ситуация, когда фейковой или оскорбительной объявляется любая неудобная для власти информация на любом популярном ресурсе. В конце концов применение закона зависит от интерпретации его положений. Сама власть и является главным интерпретатором. Она и будет определять, что является фейком и оскорблением.
Принятие «пакета Клишаса» может указывать на то, что правящая элита готовится к транзиту власти через пять лет. По действующим законам Владимир Путин не может по истечении этого периода остаться еще на один президентский срок. Следовательно, элита задумывается о том, как она будет устраивать свою жизнь после ухода многолетнего руководителя. В этой ситуации никакое расширение репрессивного законодательства не кажется лишним. Сейчас в новых штрафах за фейк-ньюз и особенно за оскорбление власти видится избыточность: при всех непопулярных реформах у Путина нет альтернатив. Но в период после Путина любая мелочь, включая публикацию в блоге, может иметь значение, ее эффект непредсказуем, следовательно, элита хочет заранее вооружиться.
Значительная часть репрессивных законов, принятых или обсуждаемых, касается Интернета. Это и законы имени Андрея Клишаса, и предложения создать автономный российский сегмент Сети, который можно было бы в любой момент отключить от внешнего мира. Интернет неоднороден, в нем громко звучат и голоса, поддерживающие российскую власть. Однако для оппозиции это значимое интеграционное пространство, усиливающее месседж, степень воздействия которого на общество в переходные периоды сложно предсказать.
Одной из смысловых основ развитой демократии является готовность любой правящей элиты к поражению. Оппозиция – не стигма, а нормальный модус существования политической силы. Иногда правящей элите даже выгодно уступить власть, «отсидеться», сыграть от соперника и триумфально вернуться. Принятие репрессивных законов останавливает развитие демократии не только потому, что политическая сила, находящаяся у власти, пользуется своим положением для подавления соперника. Она создает нормативное оружие, которым теоретически может пользоваться любая элита, получая мандат на управление страной. Это делает почти невозможной нормальную борьбу за власть. Единственным сценарием остается именно транзит, удержание власти – не без помощи репрессивных законов.
комментарии(0)