Фото Brendan Hoffman/Getty Images
Сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ, курирующей переговорный процесс по самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республике (НКР), выступили с совместным заявлением, в котором подтвердили информацию о скорой встрече премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева. Точная дата встречи, как и место, при этом не сообщаются.
Заявление МГ ОБСЕ, точнее, та часть, в которой дается оценка нынешней обстановки на линии соприкосновения конфликтующих сторон, а также содержится оценка перспектив переговоров, представляется чуть более оптимистичной, чем большинство предыдущих. Плотная завеса секретности, за которой проходят предметные обсуждения вопросов по урегулированию нагорнокарабахского конфликта, дает только почву для некоторых предположений.
Баку и Ереван как-то сошлись во мнении о том, что встречи на высшем уровне имеют смысл в том случае, если стороны окажутся близки к конкретике в практической плоскости. Иначе пустая трата времени и средств. Да еще и порождающая ложные ожидания в азербайджанском и армянском обществах с последующим разочарованием и повышением уровня взаимного недоверия, если не сказать больше.
Означает ли согласие Алиева и Пашиняна встретиться то, что они готовы к уступкам и продвижению процесса урегулирования? Исходя из вышесказанного, ответ на вопрос, по логике, должен быть положительным. Притом что, по словам официального представителя МИД Азербайджана, Баку готов к «нацеленным на результат переговорам по урегулированию конфликта». Впрочем, такие намеки, из которых можно предположить, что стороны «подошли» к компромиссам, в последнее время звучали не раз. Но еще больше было категорических опровержений, свидетельствующих о том, что позиции сторон по-прежнему тверже камня и ни о каких уступках они и не помышляют.
Из заявления МГ ОБСЕ следует, что на столе переговоров, по сути, лежат все те же Мадридские принципы, которые Ереван и Баку готовы принять частично и в собственной интерпретации. Во всяком случае, так было до недавнего времени. Сопредседатели МГ ОБСЕ, ссылаясь на некоторые противоречивые публичные заявления в отношении процесса Минской группы, в своем заявлении подтверждают, что справедливое и прочное урегулирование должно основываться на принципах Хельсинкского заключительного акта, включая неприменение или угрозу применения силы, территориальную целостность и право народов на самоопределение. В документе подчеркивается, что урегулирование карабахского конфликта «также должно включать дополнительные элементы, предложенные президентами стран – сопредседателей в 2009–2012 годах, в том числе: возвращение прилегающих к Нагорному Карабаху территорий под контроль Азербайджана; временный статус Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, соединяющий Армению с Нагорным Карабахом; будущее определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха посредством обязательного юридического волеизъявления; право переселенцев и беженцев на возвращение в свои прежние места проживания; международные гарантии безопасности, которые будут включать миротворческую операцию».
До сих пор азербайджанская сторона настаивала на поэтапной реализации плана при отложенном вопросе о статусе НКР. Армянская же – на пакетном принятии изложенных пунктов с дальнейшим подписанием договора о мире. Изменилось ли что-то в позициях лидеров сторон – неизвестно, и относительная, если не полная ясность может наступить только после самих переговоров, которые сами по себе, безусловно, полезны. Хотя бы потому, что несколько встреч Алиева и Пашиняна привели к снижению напряженности на линии соприкосновения. Это признают и сопредседатели МГ ОБСЕ, в упомянутом заявлении отмечающие, что в последние месяцы военнослужащие конфликтующих стран в результате взаимных обстрелов не погибали.
комментарии(0)