На Россию обрушился шквал обвинений в препятствии свободе вероисповедания. Поводом послужил приговор суда в отношении гражданина Дании Денниса Кристенсена. Датчанина приговорили к шести годам заключения за создание общины «Свидетелей Иеговы», которые ранее Верховным судом были признаны экстремистской организацией и запрещены в РФ. Против Москвы солидарно выступили представители Европы, США и ООН. Они считают судебные решения в отношении «Свидетелей Иеговы» не проявлением борьбы с экстремизмом, а ограничением права на свободное исповедание религии.
В то же самое время от международного сообщества требуют принять меры против Китая. Мусульманские сообщества при участии США и Турции обвиняют КНР в репрессиях в отношении последователей ислама. Пекин пригласил представителей восьми стран, в том числе России, исследовать ситуацию с мусульманами в Поднебесной, чтобы опровергнуть упреки правозащитников. Однако это вряд ли поможет: обвинения против Китая и России выдвигают те, кто противостоит им обоим в новой холодной войне.
И Москва, и Пекин в ответной аргументации ссылаются на приоритет внутреннего законодательства над международным, собственное понимание борьбы с экстремизмом и противостояние неправомерной проповеди. Полемика проходит на фоне все новых действий правоохранителей. В эти дни появились сообщения об очередных задержаниях «Свидетелей Иеговы» в Сургуте. В Сочи прокуратура привлекла к ответственности местного буддиста за коллективные медитации в лодочном ангаре. В Новосибирске оштрафованы двое зарубежных лекторов за «пропаганду» любавического хасидизма. Одновременно в Государственной думе обсуждается проект закона, направленный на запрет или ограничение деятельности «квазирелигиозных организаций и сект», имеющих духовные и управляющие центры за рубежом.
Все эти случаи укладываются в логику рутинного исполнения «законов Яровой» и могут быть истолкованы как работа по упорядочению религиозной деятельности. Однако они создают неблагоприятный фон для обсуждения «дела Кристенсена», хотя штрафы для буддиста и иудеев не могут сравниться с жесткостью шестилетнего приговора иеговисту.
Известно, что США еще в сентябре 2018 года задумались о специальных санкциях против Пекина. В отношении Москвы такие предложения американцев пока не звучат, однако Запад явно подначивают из Киева. В рамках Православной церкви Украины создана комиссия по правам человека, глава которой призвал международное сообщество ввести персональные санкции в случае «уничтожения украинской церкви в Крыму». Поводом стало предписание отобрать храм в Симферополе у общины новой киевской юрисдикции, которую здесь отказываются регистрировать.
Из подобных эпизодов складывается определенная картина. Напомним, что в январе международная христианская организация Open doors внесла Россию в перечень 50 стран, где нарушаются права верующих. В декабре 2018 года госсекретарь США Майкл Помпео включил Россию в список особого наблюдения, состоящий из «государств, осуществляющих серьезные нарушения свободы вероисповедания или не препятствующих им».
Наблюдая за этими процессами, нельзя избавиться от мысли об исторических параллелях. Все прекрасно помнят, что в прошлую холодную войну давление США на СССР проходило под знаменем религиозной свободы. Рональд Рейган в 1983 году выпустил в мир хлесткое определение «империя зла», обращаясь к американским евангеликам и имея в виду борьбу коммунистов с религией. Руководство РФ в своих декларациях опирается на «традиционные ценности», однако Запад получает возможность выбить из-под Кремля это основание.
комментарии(0)