Фото сайта kremlin.ru
Кремль объявил, что президент Владимир Путин обратится к Федеральному собранию с традиционным Посланием 20 февраля. Вокруг этого выступления уже довольно активно спекулируют. От Путина в целом не ждут ни сенсаций, ни повторения прошлогоднего предвыборного мультимедиа-шоу с демонстрацией знаменитых «мультфильмов» о возможностях нового российского оружия. Источники российских СМИ, близкие к президентской администрации, сообщают, что степень готовности текста высокая, хотя предложения по его содержанию еще собираются.
Послание, как форма коммуникации президента с Федеральным собранием, закреплено в Конституции. Однако как медийный формат оно стремительно устаревает, и то же самое происходит с двумя другими ежегодными публичными ритуалами с участием президента – «Прямой линией» и большой пресс-конференцией. Современный человек – и россиянин здесь не исключение – живет в сплошном информационном потоке. Столь редкое, к тому же во многом постановочное появление главного публичного политика страны в этом потоке – реалия вчерашнего дня. В конце концов, Дональд Трамп тоже обязан выступать с ежегодным посланием перед Конгрессом. При этом он успел превратиться в, по сути, первого в мире Twitter-президента и задает глобальный тренд.
Три больших медийных президентских ритуала подходят для общества, в котором власть полностью контролирует информационное пространство и определяет политическую повестку. До недавнего времени казалось, что в России все именно так и происходит. И в Послании, с которым президент, как правило, выступал в декабре, действительно обозначалась главная политическая тема: инновации, освобождение бизнеса, социальные гарантии. Исключением стало выступление Дмитрия Медведева в 2011 году. Тогда повестку продиктовала улица, а Медведев заявил, что «слышит тех, кто говорит о необходимости перемен», и объявил о либерализации избирательного законодательства.
Доступность Интернета, повседневная привычка пользоваться им изменили многое. У консервативной части правящей элиты Сеть вызывает опасения не столько потому, что там критикуют власть, а потому, что Интернет во многом определяет, о чем хотят говорить и слышать граждане. Власть в эпоху открытой глобальной Сети почти неизбежно становится реактивной, она вынуждена постоянно, а не три раза в год, отвечать обществу в режиме онлайн.
Меняющаяся информационная реальность – один из факторов, определяющих роль, значение, характер президентского Послания. Другой фактор – действия самой власти. Правительство летом анонсировало непопулярные реформы. Произошло заметное падение рейтинга власти. В результате Послание президента будет зачитываться на фоне растущего недоверия к правящей элите и обновленного запроса на социальные гарантии.
Президент и его команда могут построить Послание по-разному, по-новому расставить акценты в последний момент. Это может быть очень «левый» текст, с упором на социальные обязательства, их выполнение. Цель такого Послания – сбалансировать общий негативный социальный фон. Президент, напротив, может вновь построить свое публичное выступление на защите уже объявленных реформ. Тем самым он поддержал бы кабинет министров, еще раз показал бы, что власть действует по необходимости и уверена в правильности своих решений. Такое выступление, впрочем, едва ли принесло бы Путину новые рейтинговые очки.
Еще один вариант – предложить абсолютно новую тему, переключить внимание. В краткосрочной перспективе, как военные мультфильмы в прошлом году, это может сработать. Но власть сейчас не работает на краткосрочную перспективу, и нет никаких признаков того, что у нее готов масштабный проект, способный вызвать общий энтузиазм.
комментарии(0)