Фото Igor Russak/Anadolu Agency/Getty Images
Алексей Навальный хочет помочь жителям Санкт-Петербурга «избрать нормальных депутатов» и готов сотрудничать с оппозиционными партиями и движениями в Северной столице. В сентябре петербуржцы будут, помимо губернатора, выбирать 1575 местных депутатов. Навальный и его сторонники обещали поддержку 1570 кандидатам, помощь с регистрацией и голосами.
Жителям города Навальный предложит «умное голосование». Суть этой технологии – в организации голосования протестного электората за самого сильного и перспективного альтернативного власти кандидата. Это может быть коммунист, яблочник, представитель «Объединенных демократов» или «Справедливой России». «Умное голосование» – технология, уже опробованная Навальным и его командой на региональных выборах осенью 2018 года.
В Петербурге, куда со своими предложениями приходит основатель Фонда борьбы с коррупцией, уже действуют по меньшей мере два оппозиционных проекта. Первый – это «Объединенные демократы» Дмитрия Гудкова и Андрея Пивоварова. Второй – это «Яблоко» и Максим Кац. В 2017 году Кац и Гудков работали в связке. Они запустили проект «Объединенные демократы» в Москве, где в условиях низкой явки на выборах в местные советы сумели добиться локальных успехов, давая гражданам четкие рекомендации, за кого голосовать.
Сейчас Кац и Гудков участвуют в муниципальных выборах в Петербурге порознь, никто из них не выдвигается сам, но каждый предлагает оппозиционерам объединиться под своим зонтиком. Немного иначе действует Навальный. Он не предлагает оппозиционерам свой партийный зонтик – его попросту у Навального нет. Он заявляет, что готов поддержать любых конкурентов власти, системных или несистемных. Цель Навального – провести в муниципальные советы как можно больше альтернативных депутатов и добиться второго тура губернаторских выборов.
Можно сказать, что не только для власти, но и для оппозиции в России наступила новая реальность. Борьба за публичное лидерство постепенно уходит в прошлое. Новых ярких трибунов не появляется. Вместо этого самые перспективные политики становятся политическими технологами. Их участие в выборах – это ярмарка политтехнологий. Они соревнуются друг с другом за то, чтобы продать свой товар оппозиционному сегменту.
Этим можно объяснить, например, то, что Максим Кац, молодой политик, выбившийся наверх благодаря урбанистической повестке, держится за партию «Яблоко», не создает свою структуру. Власть – это не только выход на первый – публичный – план, но и влияние, которого можно добиться, демонстрируя свои конкурентные политтехнологические преимущества. «Яблоко» для Каца – беспроигрышная ситуация. Если ребрендинг партии удастся, он на этом выиграет. Если не удастся, он лично потеряет немногое и просто пойдет дальше.
Каца ограничивает то, что, представляя «Яблоко», он вынужден продавать свой продукт политикам с конкретной политической ориентацией. Навальный, в свою очередь, ориентируется на широкий круг покупателей. Он готов технологически помочь КПРФ, ЛДПР, крайним левакам и националистам, если их победа поможет расшатать систему.
Призывы к оппозиции объединиться перед любой избирательной кампанией звучат, словно мантра. Повторяют эту мантру и сейчас. Однако модус существования оппозиции меняется. Она уже объединена – и опытом неудач, и памятью о локальных успехах, и желанием вспомнить или заново открыть такой рецепт, который принесет удачу. Кац и Гудков в 2017 году в Москве смогли провести в местные советы 267 депутатов. Навальный в 2011 году организовал кампанию «Голосуй за любую партию кроме «Единой России», успех которой дал старт белоленточному движению. Сейчас эти политики не предлагают выбрать их самих. Они предлагают «купить» у них правильную технологию.
комментарии(0)